Домой Аналитика и Геополитика Оставшиеся по ту сторону Аракса…

Оставшиеся по ту сторону Аракса…

228
0

Оставшиеся по ту сторону Аракса...Фактор исламизированных армян может быть задействован в современной геополитике . Так было в прошлом, так будет и в настоящем. Об этом статья политолога Давида Степаняна.

Тема проживающих в современной Турции, бывшей Западной Армении, миллионов криптоармян, амшенских армян или хемшилов периодически появляется на страницах СМИ, однако, к сожалению, сводится лишь к обсуждению проблем, периодически возникающих на пути “возвращения” криптоармян в лоно некогда родной Армянской Апостольской Церкви.

Создается впечатление, что о соотечественниках, в свое время чудом спасшихся от турецкого ятагана, сегодня стремятся забыть не только в Анкаре, но и в Святом Эчмиадзине, в Армении. Но об армянах-мусульманах помнят в других странах, претендующих на то, чтобы именоваться центрами силы, пишет автор публикации на российском сайте kavkazoved.info.

Причины, по которым руководство Турции так усиленно стремится забыть о проживающих, в пику “Великой резне”, на территории страны армянах, в целом понятны. Вполне понятны и потуги турецкой статистики, периодически занижающей численность хемшилов и именующей их “мусульманами”. Меж тем большинство хемшилов свободно владеют родным языком и даже исповедуют (естественно, тайно) христианство. Следует признать, что данные о численности хемшилов действительно довольно противоречивы и колеблются в пределах от полутора до 8 миллионов человек.

Тем не менее сохранение исламизированными армянами “преемственности поколений” и идентичности позволяет с большой долей уверенности предполагать, что ассимиляция армян Западной Армении далеко не завершена, как это тщетно пытается продемонстрировать турецкая статистика. К этому следует прибавить энное количество “возвращенцев” — криптоармян, берущих христианские имена и фамилии и возвращающихся к вере предков. Естественно, что подобные тенденции турецкое руководство беспокоят. Представляется, что главным свидетельством этой обеспокоенности является статья 66 турецкой Конституции, запрещающая любую религиозную пропаганду и характеризующую любого гражданина Турции исключительно как турка. Впрочем, данный драконовский закон не мешает Константинопольскому Патриархату ААЦ крестить армян, намеревающихся вернуться в веру предков. По данным Патриархата, в этих целях ежегодно в Стамбул съезжаются несколько сотен армян-мусульман со всей Турции, принимающих крещение исключительно по своей инициативе.Оставшиеся по ту сторону Аракса...

Представляется, что интерес к армянам, проживающим на своей исторической родине — областях Западной Армении (ныне Восточная Анатолия), в немалой степени подогревается именно вышеупомянутыми факторами. В списке интересующихся хемшилами стран находится и Грузия. Наши соседи неоднократно, причем как на властном, так и на экспертном уровне, именуют области, в которых компактно проживают наши соотечественники, историческими регионами Грузии, а самих хемшилов называют не иначе как исламизированными грузинами. Причины подобной нервозности и интереса понятны и в первую очередь исходят от фактической турецкой колонизации Аджарии, начавшейся со времен изгнания ее главы Аслана Абашидзе и прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили. В этом свете уместно упомянуть, что, несмотря на смену власти в Грузии, освоение турками Аджарии и сегодня продолжается стремительными темпами со всеми вытекающими из этого последствиями.

Впрочем, латентный интерес к фактору хемшилов проявлялся отнюдь не только в последние годы. По мнению известного в Армении тюрколога Рубена Мелконяна, наши соотечественники представляли геополитический интерес для центров силы, имеющих интересы в Турции еще со времен Российской империи. По его словам, в преддверии очередной русско-турецкой войны имперская разведка в целях изучения фактора исламизированных армян отправляла в Западную Армению экспедиции еще в XVII-XIX вв.

Определенный интерес к фактору хемшилов проявлялся и в академических кругах Российской Империи. В статье “Там, где в старину жили армяне” российский востоковед-тюрколог Владимир Александрович Горделевский, опираясь на многочисленные факты, писал о весомой роли армян (в том числе армян-мусульман) в экономической и культурной жизни Османской империи. Впоследствии в статье “Армяне и война” ученый, опираясь на свои впечатления от очередной поездки в регион, подробно описал геноцид армян в Муше, Битлисе, других населенных пунктах Западной Армении и привел неопровержимые факты насильственного обращения армян в мусульманство.

Еще более масштабную работу в период с 1863 по 1864 годы провел российский географ и путешественник Петр Александрович Чихачев. Под его руководством было осуществлено восемь научных экспедиций по различным регионам Армении, Курдистана, Малой Азии. По их итогам ученый опубликовал около ста работ, в которых в числе прочего подробно описывалась культура, социальное положение, национально-освободительное движение армянского народа. Особое внимание Чихачев в рамках актуального в международной политике еще 1850-х “восточного вопроса” уделил и фактору армян-мусульман.

…Фактор армян-мусульман, начиная с 20-30-х годов прошлого века, активно изучался вечными геополитическими соперниками России — американцами и британцами, которые, судя по практически полному отсутствию научных материалов и публикаций, делали это на несколько ином уровне. Исключение составляет доклад посла США в Турции Роберта Скиннера о неутешительном состоянии прав армян, все еще проживающих в Турции после учиненного над ними геноцида. В этом свете, а также в контексте насильственного захвата армянских детей и обращения их в мусульманство, данная составляющая Армянского вопроса изучалась Лигой Наций. По словам Р.Мелконяна, в конце XX века темой армян-мусульман в контексте резкого роста миграции турок активно интересовались власти Германии. И в свете наблюдающего нарастания миграции мусульман в Европу тюрколог не исключает, что тема армян-мусульман актуализируется для стран ЕС.

Продолжающаяся годами европейская политика сдерживания имеющей региональные амбиции, но продолжающей оставаться в подвешенно-”транзитном” состоянии Турции, придает важность любому внутреннему фактору. И на фоне беспощадной войны, объявленной турецким руководством собственным гражданам-курдам, подобным геополитическим фактором, безусловно, являются и наши соотечественники. Представляется, что фактор армян-мусульман принимается к сведению и соответствующими аналитическими структурами. Согласно неофициальной информации, несколько лет назад определенные американские структуры на самых различных уровнях выясняли, как в Армении отнесутся к возможности провозглашения на территории Западной Армении “Исламской республики Армения”. Представляется, что получение положительного ответа не слишком удивило и подтвердило собственные прогнозы “опрашивающих”, учитывая появление соответствующей информации в докладе одного из американских центров, именуемых в народе “теневым ЦРУ”.

Представляется, что данная информация является лишь вершиной айсберга деятельности страны, все еще являющейся мировым гегемоном в направлении задействования в случае необходимости фактора армян-мусульман. При появлении соответствующего внешнего запроса и как следствие обработки наши соотечественники в Турции через определенный промежуток времени вполне могут превратиться для Анкары в головную боль, аналогичную курдской. Хемшилы могут стать одним из многочисленных факторов в пользу прогнозируемого многими аналитическими центрами распада этой страны, как это произошло в недавнем историческом прошлом с ее предшественницей Османской империей. Турецкое руководство продолжает тщетные попытки по представлению современной Турции в качестве монолитной региональной державы, в которой проживают одни турки. И подобные попытки являются наилучшим доказательством страха, испытываемого турецким истеблишментом в отношении перспективы распада страны. Представляется, что подобный сценарий в аналитических докладах и прогнозах ведущих исследовательских центров, безусловно, учитывается.

Можно констатировать, что армяне-мусульмане наравне с потерянными армянством территориями Западной Армении, а также погибшими и изгнанными миллионами армян являются бесспорной, а главное — актуальной и сегодня составляющей беспокоящего Анкару Армянского вопроса. И, по мнению некоторых экспертов, сегодня для реинтеграции наших исламизированных соотечественников, оставшихся по ту сторону Аракса, имеются едва ли не все необходимые предпосылки и условия, помимо соответствующего желания властей Армении. Также бесспорно, что это прекрасно осознается внешними игроками и при случае может быть задействовано как минимум в качестве “детали” обширного геополитического сценария…

«Новое время»