Домой Аналитика и Геополитика И что же делать Армении в ОДКБ после всего этого?

И что же делать Армении в ОДКБ после всего этого?

231
0

И что же делать Армении в ОДКБ после всего этого?О том, как Серж Саргсян доказал ненужность ОДКБ

На состоявшейся 21 декабря в Москве сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ президент РА Серж Саргсян выступил с неожиданно жесткой речью. Ранее в рамках ОДКБ Серж Саргсян уже говорил о поведении Азербайджана, но не получал желаемого ответа, на этот таз президент Армении изменил тональность, выступив с более жесткими формулировками.

«Каждый раз, когда вооруженные силы Азербайджана применяют стрелковое оружие всех калибров, минометы и артиллерийские установки против Республики Армения, они стреляют по Астане, Душанбе и Бишкеку, по Москве и Минску. Напомню, что у нас есть соответствующая статья в Уставе. И если мы не только не применяем эту статью, не обсуждаем сложившуюся ситуацию, не считаем нужным взять трубку и поинтересоваться, что же происходит в союзнической Армении, но при этом еще и голосуем против интересов союзника в международных организациях, принимаем двусторонние декларации с третьими странами, текст которых направлен против союзников по ОДКБ, то мы просто подставляем под эти выстрелы всю нашу Организацию, ее престиж, ее значимость»,- отметил Серж Саргсян, констатируя, что политика Азербайджна нацелена на эскалацию конфликта.« Азербайджанская сторона, не ограничивается использованием тяжёлой артиллерии, в том числе турецкого производства. 8 декабря вооружённые силы Азербайджана впервые после установления режима прекращения огня в 1994 году, перешли к танковому и гаубичному обстрелу, что поднимает напряженность на новый и очень опасный уровень». Серж Саргсян подчеркнул также, что учитывая складывающуюся в последнее время напряжённую атмосферу в регионе, не следует исключать вероятность того, что «на этот шаг Азербайджан пошёл с подсказки и при поддержке извне».

Более глубокой была та часть выступления, в которой есть конкретный «месседж», адресованный России. Отметив, что уничтожение турецкими вооружёнными силами российского СУ-24 стало серьёзным вызовом, брошенным усилиям, направленным на противодействие терроризму, урегулирование ситуации в Сирии и восстановление мира в регионе, и любое пособничество терроризму подлежит самому строгому осуждению, Серж Саргсян подчеркнул: «В развитии ситуации со сбитым российским самолетом мы все стали свидетелями того, как происходит становление и укрепления действенных военно-политических блоков. Безоговорочная поддержка Турции странами НАТО, включая, например, Грецию, наглядно продемонстрировала, что принцип «один за всех и все за одного» является обязательным условием эффективности подобных структур. Даже в том случае, когда действия Турции пошли вразрез со всеми нормами и принципами добрососедства, даже при том, что она сбила самолет, выполняющий важнейшее для всего мирового сообщества боевое задание по борьбе с терроризмом, а это означает, что враждебное действие совершено не только в отношении России, никто из стран НАТО не поставил под сомнение действия турецкой стороны. Нам надо этому учиться». А на пресс-конференции, последовавшей саммиту ОДКБ, Серж Саргсян добавил, что в ситуации, связанной с российским военным самолетом «Су-24», страны ОДКБ поддерживают Россию, и Армения как союзник России выражает свою солидарность и поддержку позиции Москвы касательно инцидента.

На уровне, президента страны, фактически, был констатирован факт, о котором многие годы разные политические деятели, эксперты и аналитики заявляли: ОДКБ, как структура не обеспечивает безопасность Армении, более того, члены организации даже не скрывают, что склонны защищать агрессивную политику Азербайджана.

При этом, на последней встрече на уровне представителей оборонных ведомств ОДКБ, начальник Генштаба ВС Армении Юрий Хачатуров заявил, что все начальники штабов организации поддержали действия Москвы в Сирии, а также позицию России в конфликте с Турцией, в частности осудили уничтожение турецкими ВВС российского Су-24 в Сирии и назвали действия Анкары «актом агрессии и ударом в спину». Но даже российские СМИ после выступления Хачатурова написали, что оборонные ведомства Киргизии и Белоруссии опровергли его заявление, отметив, что «не давали представителю Армении полномочий выступать с подобным заявлением, и Турция продолжает оставаться их стратегическим партнером».

Для руководителей России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, выступление Сержа Саргсяна на самом деле «урок» и довольно болезненный, если учесть тот факт, что констатируя непродуктивность деятельности ОДКБ, С. Саргян провел параллели с НАТО, одновременно заявив, что Армения в ситуации с «Су-24» поддерживает Россию, тогда как РФ агрессивные действия Азербайджана на границе Армении последовательно игнорирует. То есть, в каком-то смысле Серж Саргсян поднял также вопрос РФ – как стратегического партнера Армении.

Представители власти продолжают выступать с критикой в адрес ОДКБ

И после московского саммита представители власти продолжают критиковать ОДКБ, своими выступлениями укрепляя уверенность в том, что Серж Саргсян совершил визит в Москву для более предметного обсуждения, продемонстрировав определенную самостоятельность, и, безусловно, чтобы выступить с речью, которая не по душе Москве.

Вице-спикер НС, руководитель армянской делегации в Парламентской Ассамблее ОДКБ Эдуард Шармазанов в беседе с Tert.am, касаясь московского выступления Сержа Саргсяна отметил, что это был призыв к благоразумию на президентском уровне, четкий месседж, адресованный ОДКБ и состоящим в нем союзным нам государствам, призыв о том, что Армения, будучи членом ОДКБ, руководствуется не только своими сугубо государственными интересами, но и общими интересами ОДКБ, и если ОДКБ претендует на то, чтобы быть нормальным военно-политическим объединением, то мы должны делать там не формальные заявления, а поддерживать друг друга.

А руководитель парламентской фракции РПА Ваграм Багдасарян в беседе с «Азатутюн» отметил, что для общества и военно-политического руководства Армении больше не приемлем подход ОДКБ к проблемам безопасности Армении: «Мы не считаем правильным какое-либо сотрудничество формального характера и хотим, чтобы это все было справедливым и реалистичным».

Ответ Путина на речь Сержа Саргсяна

Жесткая реакция российской прессы на выступление Сержа Саргсяна в рамках саммита ОДКБ также свидетельствовала о том, что Москва недовольна речью президента Армении. Вместо того, чтобы анализировать конкретные обвинения в адрес ОДКБ, «Московский комсомолец» пишет: «Участники саммита отказались от намерений сделать новым генеральным секретарем ОДКБ представителя Армении, решив, что в нынешних обстоятельствах такое назначение может быть истолковано как желание альянса пойти на обострение отношений с Турцией, чего подавляющее большинство, естественно, не хочет. В результате генсеком еще на год остался Николай Бордюжа, с радостной улыбкой вышедший на совместное фотографирование лидеров». «Коммерсант ъ» напомнил, что накануне саммита помощник президента РФ Юрий Ушаков объявил, что лидерам блока также предстоит решить, кто будет новым генсеком ОДКБ. В сентябре было объявлено, что в будущем должность генсека ОДКБ станет ротационной. «Ротация рассматривается на основе русского алфавита, поэтому вполне логично, что представитель Армении станет секретарем организации». А Lenta.ru в статье, посвященной саммиту, попыталась понять, почему Карабах выпал из поля зрения саммита. «После саммита ОДКБ, состоявшегося в середине сентября в Душанбе, армянские СМИ упрекали Саргсяна в том, что он вернулся оттуда с пустыми руками. Прессу возмутило, что ни один из лидеров организации не дал какой-либо оценки происходящему на армяно-азербайджанской границе. Много говорили о проблемах России и Запада, еще больше – об угрозе активизации «Исламского государства» в Центральной Азии. Карабахский вопрос упорно не замечали, и армянский президент оказался не в силах привлечь к нему внимание». Lenta.ru. отмечает, что о проблемной зоне не говорили и на этот раз.

То есть, российская пресса и СМИ, подвластные ОДКБ речь Сержа Саргсяна о том, что творится на границе Армении и Азербайджана в подобной тональности посчитали вопросом второстепенным и предпочли написать о Карабахской проблеме. По всей вероятности, возможные заявления о карабахской проблеме сразу же удостоились бы реакции лояльных Алиеву деятелей, они бы сказали, что ОДКБ не та организация, в которой нужно обсуждать карабахскую тематику. А может, Путин наконец-то изъявит более открытое желание о необходимости ввода российских войск в Карабах?

Ответом на выступление Сержа Саргсяна можно считать поздравления Владимира Путина, направленные Ильхаму Алиеву по случаю дня рождения. Это на самом деле как «холодный душ». Президент РФ, как отмечают азербайджанские СМИ, отметил: «как настоящий друг нашей страны Вы вносите большой личный вклад в укрепление взаимовыгодного российско-азербайджанского сотрудничества в различных областях». «Рассчитываю на продолжение товарищеского общения с Вами и тесной совместной работы на благо братских народов наших стран». Выражение «братский Азербайджан» обычно звучит из уст руководства Турции, но как видно русско-азербайджанские стратегические отношения, становятся более теплыми, то есть «братскими».

Хорошо, что РА не заняла пост генерального секретаря ОДКБ

Как известно, Армения не приняла председательство ОДКБ, на саммите в Москве было принято решение утвердить на этом посту Николая Бордюжу сроком на один год. Согласно некоторым данным, участники саммита отказались от назначения на посту генсека ОДКБ представителя Армении по той причине, что в существующих условиях это может быть расценено как желание пойти на обострение отношений с Турцией, а этого не желают большинство членов ОДКБ.

Обострение отношений с Турцией и их влияние на Карабахской конфликт – самое негативное развитие событий, в первую очередь, для Армении и Арцаха. Если к этому прибавить еще и опасность соблазна, которому может поддаться Россия – выяснять отношения с Турцией через Армению и Арцах, то с уверенностью можно оценивать решение о том, что Армения не будет председательствовать в ОДКБ положительным, а не негативным фактом. От этого мы вряд ли выиграли бы что-то хорошее, а может, были бы вынуждены потерять.

Газета «Аравот»