Домой Азербайджан Власть Алиева уже очень близка к провалу – Азербайджан подвергнется переформатированию

Власть Алиева уже очень близка к провалу – Азербайджан подвергнется переформатированию

167
0

Власть Алиева уже очень близка к провалу – Азербайджан подвергнется переформатированиюПредставляем интервью бывшего министра иностранных дел НКР Армана Меликяна на сайтн 1in.am.

Господин Меликян, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в Азербайджане после обесценивания маната? Согласно распространенной очень скудной информации, в различных населенных пунктах, заселенных национальными меньшинствами, были задействованы армейские подразделения страны. Как далеко может зайти ситуация, насколько развитие событий может угрожать Алиеву, так сказать, власти нахичеванского клана.

– Безусловно, в условиях резко выраженной социальной поляризации резкое обесценивание маната существенно обострило и дестабилизировало внутриполитическую ситуацию в Азербайджане, но стоит вспомнить также то, что в течение прошлого года президент Алиев осуществил кадровые чистки в Министерстве иностранных дел, в Министерство обороны, и в Службе безопасности. Осуществление подобных чисток может рассматриваться также, как необходимый профилактический акт «санчистки». Пожалуй, в этом контексте следует рассмотреть также факт заметного похолодания официальных и партнерских азербайджано-американских отношений. Судя по всему, правящий режим Азербайджана в настоящее время оказался в такой ситуации, для выхода из которой нет необходимого человеческого, материального и морального потенциала. Для меня не будет неожиданностью, если сейчас там будут осуществляться широкомасштабные карательные действия со стороны государства против национальных меньшинств. Посредством нового геноцида Алиев попытаться объединить вокруг себя местные тюркские националистические силы, обещая им предоставить львиную долю имущества и финансовых средств тех, кто подвергся геноциду. У меня такое впечатление, но власть Ильхама Алиева уже очень близка к провалу, алиевский Азербайджан подвергнется переформатированию, и, вероятно, на некоторое время погрязнет во внутренних дрязгах и вооруженном противостоянии, что непосредственно поставит под угрозу не только перспективу удержания власти в руках нахичеванской группировки, но и может привести к действиям, направленным на физическое уничтожение президента страны.

Может ли плохое экономическое состояние Азербайджана некоторое время изменить настроения по изменению статуса-кво в процессе Карабахского урегулирования?

– Президент Алиев вряд ли откажется от силовых подходов, по той причине, что его опорой могут быть только крайне националистические группировки, для которого единственным приемлемым решением проблемы может быть вооруженное подчинение Арцаха и освобождение от армян.

Насколько может быть выгодно Москве или Анкаре активирование карабахской карты в отношениях друг с другом в нынешних условиях российско-турецкого противостояния? Вообще, какое значение имеет для российско-турецкого противостояния борьба за Южный Кавказ?

– Если Турция будет использовать Карабахский конфликт, то в стратегическом плане провалит свои первоочередные и важные возможности в других направлениях. Это вовсе не означает, что Анкара больше не заинтересована в том, чтобы поддержать Баку против Еревана и Степанакерта, просто возникший в российско-турецких отношениях острый и углубляющийся кризис открывает совершенно новые перспективы перед режимом Эрдогана, в контексте которых для достижения успеха турецкая сторона обязана установить определенную последовательность шагов, а в данный момент возобновление военных действий в Арцахе может необратимым образом нарушить и провалить все дело.

США проявляют достаточно большую активность в процессе урегулирования Карабахского конфликта. В начале года в Комиссии Конгресса США по внешним отношениям состоялась закрытая встреча с участием американского сопредседателя Минской Группы ОБСЕ Джеймса Уорлика. Он на этой неделе посетил Великобританию, где встретился с высокопоставленными внешнеполитическими чиновниками этой страны. Как Вы считаете, для чего США нужно было активировать усилия в этой стадии, на что могут быть направлены эти усилия?

– Пожалуй, действительно можно сказать, что американская сторона определенным образом активировала свою деятельность в рамках деятельности Минской Группы, с целью осуществления новых подходов, и в этом плане примечательно то, что прилагаются усилия особенно в направлении снижения количества вооруженных инцидентов, и выявления ответственных за провоцирование этих инцидентов. То есть, по крайней мере, на этой стадии официальные круги США тоже стремятся предотвратить возможность возобновления военных действий. Что касается визита посла Уорлика в Объединенное Королевство, и встреч с ответственными чиновниками этой страны, то, по крайней мере, для наших экспертных кругов не секрет, что, хотя Великобритания не является страной-сопредседателем Минской Группы, тем не менее, за счет своих государственных средств финансирует деятельность ряда неправительственных организаций, действующих на территории Азербайджана, Армении и Карабаха. Я считаю, что нынешние тенденции развития геополитических процессов стали причиной подобной активации американкой стороны.

Для чего нужно было Уорлику посетить Великобританию, и вместе с высокопоставленными чиновниками этой страны обсудить Карабахский конфликт? Мы знаем, что Великобритания традиционно не скрывала свою симпатию в отношении Баку, обусловленную также инвестициями в нефтяном секторе?

– Как я уже отметил, британское правительство из государственных средств финансирует ряд неправительственных организаций, действующих в нашем регионе. Представители этих организаций активно участвуют в деле осуществления ряда программ, одобренных со стороны британских надлежащих органов, и особенно по части общественного сектора конфликтующих сторон владеют обширной информацией. Полагаю, что в результате деятельности этих организаций британская сторона владеет разными данными, представляющими интерес для американского сопредседателя, часть которых во время упомянутых Вами встреч могла быть предоставлена господину Уорлику. Это только предположение, и я не исключаю того, что встречи посла Уорлика имели более широкую и многообразную повестку дня.

Как Вы прокомментируете последнее заявление Алиева после встречи Саргсян-Алиев в Берне о том, что эта встреча носила формальный характер? Как на это должен реагировать Ереван, и какие шаги должен предпринять?

– По большому счету, особо нечего комментировать, по сути, лидер Азербайджана намекнул о том, что, согласившись встретиться в Берне с Саргсяном, просто пошел навстречу просьбе сопредседателей, и он не ожидал никакого прогресса. Не думаю, что в настоящее время кого-то интересует реакция официального Еревана. У меня такое чувство, что у армянской стороны нет ни способности, ни реального желания вмешаться в процесс принятия решений.