Среди крупных владельцев уличных киосков в Москве есть армяне, свидетельствуют результаты журналистского расследования, проведенного РБК.
Речь идет о компании «Данвеста», созданной в начале 1990-х для помощи столичным властям в распределении гуманитарной помощи из Дании. В середине 1995 года «Данвеста» стала дистрибьютором европейской мясоперерабатывающей компании Danish Crown и открыла первые 20 киосков быстрого питания.
Основателями «Данвесты» стали Владимир Кузин и совладельцы Витас Банка Андрей Лисин и Юрий Казарьян. Еще одним крупным акционером банка в конце 1990-х годов был Сергей Зелинский — партнер Игоря Малышкова по созданному им некоммерческому партнерству «Клуб спортивно-интеллектуальных игр».
Сейчас единственным владельцем «Данвесты» считается другой авторитетный бизнесмен — Артур Асатрян, по данным армянской прессы, известный под кличкой Дон Пипо. В 2013 году власти Италии объявили Дона Пипо в международный розыск в связи с убийством криминального авторитета Деда Хасана (Аслан Усоян).
Ни розыск, ни кризис не помешали Асатряну увеличить сеть киосков «Данвесты» до нескольких сотен, в том числе благодаря программе сотрудничества мэрий Москвы и Еревана, отмечает издание.
Реформа уличной торговли, запущенная Собяниным в 2011 году, на бизнесе «Данвесты» никак не сказалась. Часть мест, которые занимали киоски компании в центре Москвы, в какой-то момент были выставлены на аукционы, но незадолго до конкурса эти лоты с торгов сняли, а с компанией продлили прежние договоры.
Также «Данвеста» оказалась почти монопольным производителем киосков нового образца. Гендиректор «Данвесты» Манвел Оганнисян входит в состав общественного совета департамента торговли города. По данным этого ведомства, к концу 2015 года «Данвеста» сохранила 142 киоска на улицах города. Получить комментарии представителей «Данвесты» не удалось. В компании говорят, что у них нет «специалиста по прессе».
В ночь на 9 февраля были снесены десятки киосков по всей Москве. По данным издания, в 2016 году на улицах российской стлицы будет работать 6438 объектов уличной торговли, что почти на 3500 меньше, чем годом ранее.