Домой Азербайджан Как ведущие своих солдат на бойню отец и сын Алиевы сами «откосили»...

Как ведущие своих солдат на бойню отец и сын Алиевы сами «откосили» от армии…

231
0

О панамских оффшорах президента Азербайджана Ильхама Алиева на прошлой неделе не писали разве что ленивые. Точнее, только ленивые и азербайджанские СМИ. Тактично обойдя вниманием новые подробности о миллиардах правящей верхушки, как оказалось, не очень тщательно спрятанных от посторонних глаз за рубежом, азербайджанские медиа все внимание общественности привлекли к ситуации на фронте.

Впрочем, новыми эти подробности могут казаться для иностранной прессы и наблюдателей. В самом Азербайджане в отношении клана Алиевых давно никаких иллюзий не питают. Правда, слушая уже 13 лет к ряду гневные речи Ильхама Алиева, обещающего вот-вот да и вернуть Карабах, потерянный аккурат при отце, азербайджанцы вполголоса вспоминают, что в военном деле президент не знаток, да и в армии не служил, пороха не нюхал, тяготы службы ни с кем не делил. Но на бойню 18-летних ребят посылает весьма охотно и с завидной частотой.

Не служить Алиеву-младшему позволила учеба в МГИМО, куда он попал отнюдь не благодаря природным способностям к политике и дипломатии, а по протекции тогда еще влиятельного отца. Учился он, правда, так себе, за пропуски был на грани отчисления, но своевременное вмешательство Гейдара Алиева «докатило» его со скрипом до аспирантуры. После окончания преподавал Ильхам в МГИМО недолго. Когда отца с шумом сняли с должности за коррупцию, Ильхама из престижного московского вуза попросили на выход.
И пока Алиев-старший плел интриги по свержению власти в Азербайджане для триумфального возвращения на родину в роли «отца-спасителя», сын коротал время в турецких казино в компании представительниц бомонда. Крупные проигрыши и скандальные долговые ямы Ильхама спустя несколько лет заставят отца законодательно запретить в стране все игорные заведения и злачные места.

Образ безалаберного «плейбоя» присущ пожалуй всему поколению детей номенклатурных работников 80-х годов, и Ильхам не был исключением. Однако для него была уготована масштабная роль «наследника», которая ему, по правде говоря, была не по душе. Слабохарактерный и недалекий сын всесильного чекиста был с детства задавлен отцовским авторитетом. И как следствие – инфантильность, вспыльчивость и отсутствие харизмы давали мало надежд на то, что Ильхам сможет выйти из тени отца.

И последующие 13 лет правления наследника со всей очевидностью доказали опасения властвующего в Азербайджане нахичеванского клана относительно кандидатуры преемника. Ильхам, в присущей себе манере капризного ребенка, методично уничтожил в стране свободу слова, пересажал и отправил на тот свет критиков, начал грозить пальцем еврочиновникам, всячески демонстрируя свою политическую незрелость. Угрозы в адрес армян и Армении – это отдельная тема, со всем спектром фашизма и ксенофобии.

Приучать к власти сына Гейдар Алиев начал с комфортной для него среды – спорта и бизнеса. Ильхам Алиев возглавлял Олимпийских комитет страны и с 1994 года был ответственным по переговорам с иностранными инвесторами в Госнефтекомпании страны. Работа не пыльная, доходная. Именно при нем был заключен известный «Контракт века» на добычу нефти в азербайджанской акватории Каспийского моря.

Впоследствии именно этот контракт и потекшие с середины 2000-х нефтедоллары станут цементом в фундаменте алиевского режима. Попробовал он себя и в роли заместителя председателя правящей партии «Ени Азербайджан» в 2001 году, но вскоре стало ясно, что подчинить себе и без того не монолитную «старую гвардию» отцовских соратников Ильхам не может.

В одной из официальных депеш в Госдепартамент (№ 09BAKU749_a от 18.09.2009) исполняющий обязанности посла США в Баку Дональд Лу пишет, что широко распространялись сомнения в его пригодности на лидерство – в связи с возрастом (41 год), образом «плейбоя», а также отсутствием достижений. Говорят, что у Гейдара были и незаконнорожденные дети. Одним из них считали взлетевшего по карьерной лестнице и убитого позже вице-спикера парламента страны Афиеддина Джалилова.
Однако кандидатура была выбрана и пришлось уже тяжело больному отцу спешно назначать Ильхама премьер-министром, заведомо подкорректировав Конституцию страны, чтобы в случае невозможности исполнять свои обязанности президентом страны его полномочия передались не спикеру парламента, а премьер-министру. История назначения Ильхама Алиева на пост премьера окутана многочисленными тайнами. 4 августа 2003 года Гейдар Алиев подписал указ о назначении сына, находясь официально на лечении в турецком госпитале Гюльхане. К тому моменту главврач уже успел сообщить о факте клинической смерти мозга Гейдара Алиева, за что и поплатился впоследствии увольнением с работы. А президент Грузии Эдуард Шеварнадзе успел принести свои соболезнования официально. 6 августа поступила информация о транспортировке Гейдара Алиева в кливлендскую больницу в США на борту самолета МЧС России. И вплоть до октябрьских президентских выборов, на которых Ильхаму Алиеву суждено было «победить», из США продолжали поступать дежурные сведения о здоровье Гейдара Алиева. Официально о его смерти объявили только в декабре, когда опасность для «трона» миновала.

Между тем, акции протеста оппозиционеров в 2003 году сопровождались весьма красноречивыми лозунгами «Долой монархию! Да здравствует республика!», «Ильхам – картежник», «Гейдар Алиев – фальсификатор!». Многочисленные акции фактически победившей оппозиции захлебнутся в крови. Примечательно, что именно с 2003 года за разгон акций протестов азербайджанской оппозиции, отличавшихся особой жестокостью, отвечал тогда еще командующий Внутренними войсками МВД Азербайджана Закир Гасанов, который в 2013 году после президентских выборов за «особые заслуги» получил должность министра обороны страны.

Впоследствии Ильхама Алиева международные организации удостоят звания главного «хищника прессы» и «коррупционера года», благодаря WikiLeaks к нему навсегда прилипнет кличка «Майкл Корлеоне» по аналогии с героями из «Крестного отца».

«Трагедия Ильхама Алиева в том, что он, будучи по происхождению принцем, остается нищим. У него нет ничего собственного. Даже собственного Я. Он остался в душе ребенком, потому что всю жизнь за него все решал отец. И в тот момент, когда наступит время самому принимать решения, он дрогнет. Самое страшное – его слабость может обернуться кровью. Как показывает история, слабые правители проливали ее в гораздо больших количествах, чем сильные.

Ахиллесова пята Ильхама Алиева в том, что он сын Гейдара Алиева. Как говорил Остап Бендер, это медицинский факт. И будучи его сыном и наследником, он отвечает не только за себя, но и за своего отца. Тень Гейдара Алиева будет преследовать его всю жизнь. Что бы он ни делал и куда бы ни пошел, он всегда будет ощущать за собой эту тень, которая станет его проклятием», – писал редактор журнала «Монитор» Эльмар Гусейнов в 2002 году. Спустя три года он будет застрелен неизвестными на пороге собственного дома и это преступление так и не будет раскрыто, впрочем, как и целый ряд других политических убийств в стране.

Ильхам Алиев, в отличие от отца, с населением встречается неохотно, опять же потому, что ораторским талантом и харизмой не блещет. Речи произносит заранее заученные, чаще перед чиновниками, реже перед специально обученными «гражданами». Даже народные гулянья в честь праздника Новруз или военные парады проходят без наличия основного компонента – народа. Откровенно Ильхам любит только одно занятие – перерезать красные ленточки на новых объектах. Или не совсем новых, но месяцами ждущих его приезда.

Однако, если в случае с Ильхамом Алиевым – единственным официально признанным сыном и с детства избалованным мальчиком – все можно как-то списать на дурное воспитание, белые пятна в биографии отца вызывают еще больший интерес.

Согласно официальной биографии Гейдара Алиева, родился он в Нахичеване в 1923 году. Однако отец Гейдара – Алирза, по данным СМИ, переехал из Сисиана (АрмССР) в Нахичеван только в 1929 году и проработал там банщиком в одной из местных бань 28 лет. В графе «социальное положение» в советские времена у Гейдара Алиева было написано – «из рабочих». Однако род Алиевых происходит из курдских ханов, которые в конце XIX в. начали перебираться из Армении в Нахичеван. То есть родился Гейдар Алиев в Армении. Еще более противоречивые сведения были опубликованы в СМИ относительно армянского происхождения его матери – Иззет, которая, по некоторым сведениям, была из села «окурдизированных армян» Танаат Сисианского района Армении. Бабушка по отцу у Гейдара была родом из селения Уруд (ныне село Воротан в Армении). В опубликованной в СМИ докладной начальника отдела по надзору за следствием в органах госбезопасности прокуратуры Азерб.ССР, старшего советника юстиции В.А. Чудина. 27. 01.1990 г., 13/8186, стр. 2 (второй абзац снизу) отмечается «факт фальсификации Г. Алиевым в своих анкетных данных: национальное происхождение своей матери, которая была армянкой». Косвенно об этом свидетельствует и привилегированная роль выходцев из Армении в годы правления Гейдара Алиева.

Происхождения своего Алиев-старший стеснялся всю жизнь и всячески пытался скрыть, однако то и дело фальсификации всплывали наружу. К примеру, очередной скандал разразился, когда его брат – Джалал – подал в суд на лидера партии «Гейрят» Ашрафа Мехтиева за то, что тот назвал Алиевых курдами, а не азербайджанцами.

Позже, когда Алиев стал членом Политбюро, председатель Комитета партийного контроля Борис Пуго отправил комиссию для проверки его «тёмного прошлого» в Нахичеван. Тогда и всплыли примечательные подробности отсутствия свидетельства о рождении Гейдара Алиева и записи в метрической книге Нахичеванской мечети. Зато в педагогическом техникуме сохранилось заявление, в котором Гейдар собственноручно написал, что родился в 1922 году. Однако несмотря на призывной возраст, его не забирают на фронт во время Великой Отечественной войны из-за раздобытой справки о якобы наличии «туберкулёза». То есть, «общенациональный лидер» попросту «откосил». Устроили его по протекции работать в НКВД Нахичевана. Позже Алиев дослужится до генерала КГБ.

Карьерному росту Алиева в свое время помог близкий родственник – Гасан Алиев, бывший секретарем Компартии Азербайджана. Кстати, о нем в советское время писали, что он первый курд, защитивший кандидатскую диссертацию. Когда Гейдар Алиев путем внутрипартийных интриг и козней добился-таки должности первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана, в Азербайджане расцвели коррупция, предательство, доносительство и раболепие.

О злопамятстве и жестокости Алиева ярко свидетельствует один эпизод из будней азербайджанского общества времен «советского» Гейдара: в 1969 г. был расстрелян Теймур Ахмедов – директор одного из бакинских заводов. Его преступление состояло в том, что на пленуме ЦК компартии Азербайджана он критиковал председателя республиканского КГБ Гейдара Алиева «за незнание экономики». Теймура Ахмедова осудили по экономической статье и приговорили к расстрелу с конфискацией имущества. Одного из старших братьев Ахмедова исключили из партии, другого – из института.

Как пишет Илья Земцов в книге «Партия или мафия? Разворованная республика», в это время жажда наживы создала в Азербайджане атмосферу, в которой жить становилось невыносимо: протекционизм, местничество, подкуп, взяточничество. В течение трех лет, с августа 1969 года по август 1972 года, из Госбезопасности на партийную и советскую работу Алиевым было двинуто 1983 легальных или секретных сотрудников КГБ. Так постепенно всевластие партаппарата, контролируемого ЦК, было заменено в республике олигархией КГБ через представительство в ЦК.

Позже от снятого со всех должностей пенсионера, живущего фактически под домашним арестом в Москве отвернутся все бывшие соратники. Ведь, как он сам однажды признался, у него нет друзей, потому что «у генерала КГБ друзей не бывает».

Однако амбиции провинциального чекиста не позволили ему сдаться. Он умело все рассчитал: руками Народного фронта сверг законного президента Аяза Муталибова, потом руками мятежного полковника Сурета Гусейнова сверг чуть менее легитимного президента от «фронтовиков» Абульфаза Эльчибея, затем уже уговорил самого Гусейнова уступить ему – старому и больному человеку – формальную должность главы государства. А самому стать премьер-министром. По своей глупости бывший директор гянджинского текстильного завода Сурет Гусейнов согласился. Спустя 6 месяцев он был снят с должности и арестован. Ничто больше не мешало Гейдару Алиеву единолично править Азербайджаном, заключать невыгодные для страны нефтяные контракты с иностранными инвесторами и медленно превращать страну в султанат.
О клане Алиевых написано немало книг и разоблачительных статей, отличающихся от официальной «чистой» биографии, восхваляющей отца и сына Алиевых в макулатурных многотомниках. Достаточно вбить в поисковую систему их имена и «всплывут» весьма нелицеприятные подробности темных страниц прошлого людей, пришедших к власти на крови и деньгах собственного народа. И наберется там информации на целую энциклопедию преступлений, за которые клану Алиевых еще придется отвечать перед гражданами, которых годами задавливали в атмосфере репрессий, страха и ненависти.

Источник: Panorama.am