Домой Армения Армения — пример новой модели Европейской политики соседства

Армения — пример новой модели Европейской политики соседства

181
0

Армения - пример новой модели Европейской политики соседстваМногочисленные документы свидетельствуют о том, что пересмотр Европейской политики соседства ЕС должен привести к более гибкой позиции, основанной на потребностях и более выборочной в приоритетах. ЕС уже незаметно пробует осуществлять эти принципы в отношениях с Арменией. Об этом в своей статье в блоге «Стратегическая Европа» на сайте Центра Карнеги пишет Ричард Янгс.

«Попытки ЕС показывают, что указанные новые принципы гибкости и реагирования на местах сами по себе не решат наиболее важные проблемы в области политики ЕС. На самом деле, они открывают следующий уровень сложных тактических дилемм», — считает Янгс.

Автор напоминает, что «текущий» кризис ЕС в отношении восточных соседей начался с Армении, когда последняя решила присоединиться к ЕАЭС. По мнению аналитика, ЕС, похоже, извлек несколько уроков. Вначале Евросоюз показывал холод по отношению к Армении, однако недавно политика стала более прагматичной: большинство форматов сотрудничества продолжились.

Заявленная цель ЕС — помочь Армении сохранить уровень мультивекторного плюрализма во внешней политике. «Армения считается некими экспериментальными воротами между ЕАЭС и Восточным партнерством», — пишет автор.

Вместо того, чтобы наказывать Армению за партнерство с Россией, ЕС предлагает сотрудничество по нескольким приоритетным направлениям, выбранным Арменией. «Разница с мстительной Россией не может быть еще яснее», — пишет Янгс.

Однако, по мнению аналитика, продвижение вперед не будет гладким: правительство Армении настаивает на прагматичных направлениях развития отношений с ЕС, а также на каком-либо экономическом соглашении. В то же время, лидеры гражданского общества опасаются, что в этом случае уменьшится поддержка развития демократии со стороны ЕС.

«Организации гражданского общества хотят новое соглашение, но призывают ЕС не закрывать глаза на ухудшающуюся политическую обстановку в Армении», — отмечает аналитик.

Он подчеркивает, что в 2015 на страну обрушился политический кризис, так как «власти разнесли» одну из основных политических партий. «НПО ругают ЕС за сравнительно малые усилия для сохранения правильного направления в развития демократии в Армении. Одним из факторов является то, что большинство оппозиционных партий более националистические и прорусские, чем нынешние власти», — считает Ричард Янгс.

Аналитик задается вопросом: будет ли ЕС снисходителен к сползающему в мягкий авторитаризм Сержу Саргсяну. И наоборот, если ЕС стремится к политическому соглашению, есть ли у правительства Армении стимул принять его? «Без элементов свободной торговли в соглашении об ассоциации, задаешься вопросом, какие ЕС может иметь рычаги для влияния на вопросы политики и безопасности», — пишет автор.

Новое соглашение будет ценным, но само по себе существенно не укрепит политическое влияние ЕС, что позволит странам-членам вносить больше политического веса с помощью дипломатических усилий. В частности, как отмечает автор, замена соглашения вряд ли придаст ЕС какой-либо роли в вопросах безопасности и это на фоне нарушений перемирия в Карабахе и еще более ухудшившимися отношениями с Турцией перед столетней годовщиной Геноцида армян.

«Все это заставило Армению сильнее цепляться за стратегические отношения с Россией в качестве основного поставщика гарантий безопасности. ЕС и его государства-члены по-прежнему неохотно участвуют в военной поддержке, чтобы компенсировать эту зависимость.

В общем, пример Армении показывает готовность ЕС проявлять гибкость и корректировать свою стандартную модель в отношении с соседями. Однако это также показывает, как это зарождающаяся перестроение само по себе не решает проблему того, каким образом ЕС может и должен выработать более эффективную геостратегическую модель на востоке», — резюмирует автор.