Домой Аналитика и Геополитика Игорь Мурадян: «Американо-турецкие отношения переживают последние годы формального партнерства»

Игорь Мурадян: «Американо-турецкие отношения переживают последние годы формального партнерства»

232
0

Игорь Мурадян: "Американо-турецкие отношения переживают последние годы формального партнерства"На протяжении длительного времени и сейчас турецкий лоббинг в США был сферой весьма питательной для всевозможных лоббистов, и не только на К-стрит, а во многих правительственных структурах, крупных компаниях, а также «мозговых центрах».

Эта деятельность со временем стала настолько заманчивой, что многие интеллектуалы в США, вслед за своими коллегами во Франции и Великобритании, пытались оказаться в числе избранных, которым достались куски с общего пирога. Лоббинг есть лоббинг, и если нет достаточных оснований для легитимной защиты определенных интересов, то эта работа становиться дороже. И если раньше процессы выяснения степени легитимности тянулись многие десятилетия, то сейчас это происходит гораздо быстрее.

На примере Азербайджана, который также уделил нелегитимному лоббингу много средств и усилий, можно продемонстрировать, насколько превратны пути турецких лоббистов. В настоящее время на К-стрит процветает курдский лоббизм, имеющий большие перспективы: на этом примере становится ясно, насколько легко и эффективно лоббировать интересы различных стран и движений, в которых заинтересованы США.

Американо-турецкие отношения переживают последние годы формального партнерства, и, так или иначе, Турция покинет альянс, конечно, только по своей воле, в результате чего произойдет кардинальное изменение геополитической ситуации в регионе. Родится ли новая геополитика, сказать весьма трудно. США постараются, вернее, уже сейчас пытаются сформировать новый баланс сил на Ближнем Востоке, и «самостоятельной» Турции будет нелегко продолжать свою политику региональной экспансии вне НАТО и на столь неопределенной дистанции от США.

В Анкаре не могут и не хотят этого допустить, и турецкие политики и военные стремятся разделить внешнюю политику Турции на блоки, когда ее региональная политика минимально затронет отношения с США. Но возможно ли это? В нынешних условиях, конечно же, нет.

Это станет возможным, если США снизят на порядок активность своей политики на Ближнем Востоке и в других регионах. Американцы продолжают относиться к Турции с повышенной деликатностью, и чем больше эта деликатность, тем больше признаков кризиса в американо-турецких отношениях.
Несколько ранее, то есть в середине и в конце 2000-х годов, в Вашингтоне ощущалось беспокойство Турции и США по поводу негативного развития их отношений. Данное положение обусловило и характер турецкого лоббинга в США, который стал к тому времени совершенно переосмысленным, и должное было отдано турецким правительственным организациям в Вашингтоне.

Во второй половине 2000-х годов турецкий лоббинг стал более интеллектуальным, и ставка была сделана на проектирование новых отношений, что нашло новых симпатизантов и заинтересованных функционеров.
Сейчас главным фактором поддержания турецкого лоббинга в США стало «неудобство», которое испытают американцы по поводу утраты своего давнего и дисциплинированного союзника. Для США это обстоятельство, действительно, крайне неприемлемое, и американцы все еще не готовы к столь жесткому повороту событий и пытаются сохранить отношения с Турцией, которые формулируются «не как кризисные, а испытывающие серьезные проблемы».

Но если ранее ведущие аналитики Вашингтона предпочитали придерживаться именно таких формулировок, то сейчас оценки кардинально изменились, и задается следующий вопрос: кем является сейчас Турция — союзником, партнером или противником?
Можно встретить и более критичные и радикальные оценки. Например, «отношения между Турцией и США продолжают оставаться негативными, и ухудшение этих отношений уже не удастся предотвратить, пришло время более конкретно обсудить будущее данных отношений и сделать вывод о политике США в регионе».
Турецкие лоббисты в Вашингтоне искренне не знают, что предложить Анкаре в смысле развития отношений с США, и одновременно, не могут разработать новые, легитимные подходы для улучшения данных отношений.

Беседуя с ними, понимаешь, что турки явно заинтересованы в вовлечении армянских кругов в разработку «боковых» сценариев развития турецко-американских отношений. Эти предложения, безусловно, содержат нечто уже готовое, но они будут иметь смысл только тогда, если США и Турция сохранят нынешний формальный формат отношений.

Если Турция пересмотрит кардинальные отношения с США, конечно же, Конгресс и президент США признают геноцид 1915 года, но ситуация в регионе станет гораздо более опасной, и турецко-армянские отношения можно будет рассматривать только в брутальном аспекте. Разрыв отношений между Турцией и США — это розовая мечта России, и это вполне возможная перспектива.

Но что же с турецким лоббингом в США? В определенном смысле турецкий легитимный лоббинг в США утратил свою функциональность, то есть, стал маловозможным, так как между США и Турцией сложились враждебные отношения, и уже не уйти от этой точки невозврата. Сейчас турецкий лоббинг в США возможен только по азербайджанской модели, то есть, способом нескрываемого подкупа.

Но Турция — это иное государство, претендующее в мире на гораздо большее, и ограничиваться данными банальными рычагами невозможно. Азербайджанский лоббинг в США и в Великобритании канул в небытие, и только в континентальной Европе он пока процветает.

Перед турецким лоббингом в США стоит генеральная задача – сохранить преимущества Турции в отношениях с США, в условиях развития негативного сценария в отношениях между ними. Но это было бы отчасти возможным, если б в мире и регионе события происходили несколько иначе.
Проблема в том, что теперь не только Турции, но и самим США приходится выбирать, с кем и в каком направлении «плыть» в направлении приобретения способов повышения экономической конкурентоспособности и национальной безопасности.

Если экономическая тема не очень важна в американо-турецких отношениях, то принципы и условия соблюдения национальной безопасности США и Турции стали несовместимыми. Перед Арменией стоит задача будущего – найти ответ на вопрос – насколько США и НАТО будут продолжать выполнять функцию сдерживания региональной экспансии Турции, и не только с помощью политической, но и военной экспансии.

Источник: «Лрагир.ам»