Домой Аналитика и Геополитика Функциональное разделение регионов

Функциональное разделение регионов

170
0

Функциональное разделение регионовНемецкий социолог Макс Вебер построил свою теорию на принципах и последствиях религиозной этики, хотя его брат Альфред Вебер сделал реплику, что не все нужно воспринимать буквально, и этика протестантизма характерна не только для протестантов, но и для представителей нехристианских конфессий. Это обстоятельство стало обращать на себя внимание уже после начала бурной модернизации Японии и демонстрации экономических и технологических успехов в странах Юго-Восточной Азии, Индии и Дальнего Востока.

Китай далек от решения своих экономических и социальных проблем, но Китай по уровню технических достижений встал в один ряд с ведущими индустриальными странами.

Не так давно произошло весьма значимое событие – Китай попросил США оказать ему помощь и поддержку в борьбе с террористическим движением в северо-западных провинциях. Скорее всего, это стало не признаком слабости Китая, а желанием привести США к совместному решению таких проблем и войти в один клуб с американцами по решению глобальных проблем.

Еще 8 лет назад, будучи Государственным секретарем, Хиллари Клинтон посетила Юго-Восточную Азию и призвала воссоздать крупный региональный военно-политический блок, с расчетом оказания противодействия экономической и политической экспансии Китая.

Последние три американских президента неоднократно заявляли, что сдерживание Китая является приоритетом для внешней политики США. Несомненно, эта задача остается, но она со всей очевидностью трансформируется.

Китай с явной дистанцированостью участвовал в саммитах БРИКС и тем более ШОС, подразумевая, что быть в связке со столь крупными государствами это хорошо, но Китай имеет и отличительные устремления и задачи.

Западное сообщество всегда подчеркивает, что создание и формирование НАТО как глобальной системы безопасности базируется на либерально-демократических ценностей, то есть, европейско-североамериканских ценностях. Весь комплекс Западного мира называется Евро-атлантизмом.
Евро-атлантизм создан англо-саксонской философией и этикой капитализма, а либерально-демократические ценности только базируются на этой философии, а не наоборот. Не всегда либерально-демократические ценности соответствуют этике капитализма, то есть, протестантской этике, но именно протестантская этика не является синонимом этики капитализма.

Китай — преимущественно конфуцианская страна, то есть, представляет конфуцианскую цивилизацию (по А.Тойнби и в соответствии с другими историками и философами). При этом, именно конфуцианство является формой-выражением азиатской протестантской этики. Имеется в виду отношение к труду, к меркантильным вопросам, бытовым проблемам, отношению к войне и миру, наемному труду и торговле, к банковскому проценту и к множеству другим основам капиталистических отношений.

Мир может наблюдать, как такие страны, как Малайзия, Индонезия, Сингапур, Тайвань, Южная Корея и другие, успешно преодолевают косность и патриархальность, выстраивая современную демократию. Русский философ и социолог Алексей Салмин (ныне покойный) обратил внимание на то, что в православно-ортодоксальном обществе именно атеизм способствует развитию капитализма, тогда как в конфуцианском и другом языческом мире укрепление данных традиций способствует развитию производительных сил и рыночных способов экономического существования. Следует отметить, что некоторые исламские конфессии вполне успешны в экономическом смысле, так как им присуща протестантская этика.

Таким образом, по мере развития капитализма в Китае, по мере становления правового статуса общества и преодоления «красной» архаики, происходит выяснение, что Китай и США вполне могли бы придти к пониманию необходимости создания дуального альянса и применить свои универсальные интересы мировому сообществу.

При этом, уже имеются признаки того, что ни Китай, ни США не пытаются навязать свой контроль и универсальный диктат отдельным регионам. На примере Центральной Азии можно убедиться в договоренности о функциональном разделении регионов. Это означает, что Китай приобретает подавляющую часть минеральных ресурсов Центральной Азии, но не претендует на применение идеологических и политических клише.

США никогда не пытались сделать решительный скачок в направлении этого региона, но не скидывают со счетов необходимость внедрения либерально-демократической идеологии, понимая реалии Центральной Азии. Это вовсе не означает, что они будут формировать данные жесткие схемы, а будет иметь место рамочное разнообразие.

Китай и США могли убедиться в том, попытки России установить свой универсальный контроль на этим регионом привели сначала к гибели советского государства, а затем и превращению новой российской экспансии в фарс, имея в виду смешные попытки создать маргинальные структуры типа евразийского союза.
Структурно-функциональные модели, которые, видимо, будут применены США и Китаем не только в Центральной Азии, включают множество задач и методов решения, в том числе в сфере региональной безопасности. Следовательно, столь вожделенные надежды на усиление борьбы и конфронтации между Китаем и США, и тем самым – возможность «спрятаться» за этой конфронтацией, скорее всего, окажутся неоправданными.

Нужно заниматься не искусственным созданием «полюсов» в геополитике, а понять, что в мире назревает геополитическая структурная функциональность.

Игорь Мурадян

Источник: «Лрагир.ам»