Домой Аналитика и Геополитика Большая война в Месопотамии и Леванте

Большая война в Месопотамии и Леванте

177
0

Большая война в Месопотамии и ЛевантеВ регионе и на Западе уже приступили к обсуждению версий по созданию нового государства в Сирии — небольшого государства алавитов и христиан на Западе Сирии. Но возникает вопрос: а какое государство по содержанию будет создано на остальной территории Сирии, то есть, на 65 – 70% территории?

В настоящее время территория, которая контролируется правящим режимом в Сирии, составляет не более 20-25% от территории страны. Второй город страны Алеппо оказался, практически, в окружении — оставшееся население покинуть город не может, полоса, связывающая город с Дамаском и центральными городами страны, весьма уязвима.

Города Хомс и Хам все еще обороняются, но на центральном направлении, где они находятся, сосредотачиваются крупные силы «Исламского государства. Нужно заметить, что Хомс и Хам преимущественно суннитские города и провинции, где население предпочитает ханбалитский мазхаб ислама.

На Западе от Алеппо позиции заняты войсками сирийской оппозиции, благодаря чему правительственные войска все еще имеют возможность противостоять исламистам. На Юге «Исламское государства» подбирается к Дамаску. Со стороны границы с Иорданией усиливается группа войск сирийской оппозиции.
«Исламское государство» овладело и прочно контролирует гидроэнергетический узел и главное – водные ресурсы и водохранилище на Евфрате. Это приводит к утрате Сирией главного своего ресурса — воды. Кстати, водные ресурсы Евфрата — это предмет вечного спора между Сирией и Турцией.

Между Алеппо и границей с Турцией образовался небольшой курдский клан, в какой-то мере создающий баланс сил на крайнем северо-западе страны. У Дер-Зора и Камышлы сохраняются удивительным образом два анклава правительственных сил.

Молодые сирийские офицеры, занятые не накоплением сокровищ, а защитой своей страны, рассуждают на тему, насколько эффективны поставки русского вооружения.

Давно стало понятно, что на иранские средства Россия поставляет Сирии хлам и никому не нужное оружие. Это оружие может стрелять, но с ним невозможно оказать сопротивление исламистам. Так называемая русская база вблизи Тарсуса (720-й пункт материально-технического обеспечения ВМС) представляет собой один причал и совершенно не соответствующие инфраструктурные объекты, предназначенные для снабжения кораблей водой и топливом.

Но нужна ли эта база России, которая более не имеет военно-морского флота в Черном море? Это дает возможность русской пропаганде говорить об интересах России в Сирии и подрыве американцами русских позиций. Ни о каком значении этого объекта на сирийском побережье нельзя говорить серьезно.
Сирия уже приняла решение, что при любых обстоятельствах в перспективе Россия не будет иметь данной «базы» в Тарсусе. Скорее всего, в этом может быть заинтересован Иран, который мог бы иметь договоренности по этому поводу с США. Достаточно сказать, что для России уже нет смысла содержать «базу» в Тарсусе, так как данный объект взят под контроль в той мере, что вся информация исчерпывающим образом передается третьим государствам.

Россия могла бы обеспечивать свои немногочисленные корабли в Средиземном море с помощью танкеров с топливом и водой. Данное военное присутствие России в Средиземном море стало фетишем и не имеет никакого оперативного и политического значения в регионе.

У внимательных наблюдателей возникает вопрос – каким образом и благодаря чему вооруженные отряды «Исламского государства» сумели настолько потеснить регулярные армии Сирии и Ирака? Пришло время называть боевиков «Исламского государства» армией, и это действительно армия, которая во многом создана на базе вооруженных сил Саддама Хусейна, а также кадров в недалеком прошлом правящей партии «БААС». При этом, часть офицеров-суннитов сирийской армии воюют на стороне «Исламского государства».
Нужно сказать, что военнослужащие бывшей иракской армии и сирийские офицеры, перешедшие на сторону исламистов, вовсе не разделяют идей исламистов, но видимо, пытаются использовать ситуацию для создания своего государства на Западе Ирака и Востоке Сирии.

Исламисты проводят на контролируемой ими территории мобилизацию и привлекают в свою армию тысячи молодых людей, которые также не разделяют взглядов «Исламского государства». «Исламское государство» — это не совсем новый план, сразу после иракской войны, то есть, примерно, к 2005 году планы создания такого образования имели место в среде многочисленных тайф части Ирака, которые стали привлекать симпатизантов со всего мира.

Уже после создания первых отрядов исламистов в дело пытались войти люди из «Аль-Кайды», но выяснилось, что местные структуры категорические против этого вмешательства. Они считают, что «Аль-Кайда» — вышедшая в тираж структура, а перед «Исламским государством» стоит задача создания национального государства на основе преимущественно своих кадров.

Уже после того, как эти задачи были определены, но еще до развертывания полномасштабных действий, Саудовская Аравия приступила к содействию этому проекту. Немного позже в дело вошла Турция, после чего поддержка исламистов стала более существенной.

Турция стала основным направлением перемещения боевиков к местам событий из различных стран. Без поддержки Турции не было бы возможным столь быстрое и эффективное развертывание отрядов и структур исламистов.

Сейчас американцы принудили Турцию пойти на некоторое свертывание этой поддержки, что может стать причиной повышения влияния «Исламского государства» на территории Турции. При этом, допускается, что Турция постарается перенаправить исламистов на Южный Кавказ и на Иран, хотя имеется мнение, что данное движение в целом пытается решить национальные вопросы в Месопотамии, а уж затем выдвинуть следующие амбиции.

Следует отметить, что до сих пор нет четких планов создания тех сил, которые должны покончить с «Исламским государством» при помощи большой военной операции. Пока американцы только бомбят, но эти действия не совсем эффективны. Барак Обама отказывается от проведения большой наземной операции армии США в регионе.

Курды не спешат начать масштабную операцию, сирийская армия просто не в состоянии решить проблему, вооруженные группы Ирана не очень многочисленны и не в состоянии решить эту проблему.
Саудовцы сейчас заняли очень удобную позицию, и им кажется, что они добились главного, то есть, предопределить устранение от власти в Сирии алавитского правительства. Американцам удалось в какой-то мере разобщить задач турок и саудовцев, но они не довели этот план до конца. Турция и Саудовская Аравия сохраняют свою компановку и продолжают поддержку исламистам.

Именно это и вынуждают американцев настаивать на устранении алавитского режима в Сирии. Но пока существует согласование действий между Турцией и Саудовской Аравией, сломить силы «Исламского государства» не удастся.

В целом, американцы обречены на продолжение политики блокирования и изоляции Турции, что приведет к еще большей враждебности со стороны Турции и развертыванию проекта создания курдского государства в Турции.

Пока американцы демонстрируют растерянность и неохотное участие в этих событиях. Дело в том, что в Государственном департаменте на данном этапе нет сколько-нибудь стоящих специалистов по Ближнему Востоку и заинтересованности в этом регионе. Б.Обама пытается растянуть время до своей отставки и удовлетворяется решенным вопросом по Ирану.

Кандидаты в президенты от Республиканской партии не делают каких-то решительных заявлений по намерениям по Ближнему Востоку. Это обусловлено тем, что вопросы данного региона не могут способствовать успеху на президентских выборах. Решение проблемы региона предстоит лишь последующей администрации США, но каким одно будет?

К власти идут классические республиканцы, которым присущ больший «изоляционизм». США пока продолжают политику «сброса ответственности» за Ближний Восток на государства региона, но эта политика обречена на провал.

США предстоит вернуться на Ближний Восток в полной мере, тем более, для этого сейчас сложились благоприятные условия – ведущие государства региона ослаблены и находятся в состоянии растерянности, нуждаются во внешней поддержке.

Игорь МУРАДЯН

Где-то на Ближнем Востоке, август 2015
Источник: «Лрагир.ам»