Сборник иллюстраций традиционной вышивки мастеров Западной Армении под названием «Поющие вышивки, говорящие петроглифы» вышел в свет в Ереване при поддержке столичной мэрии, сказала в субботу журналистам автор книги, писательница, художница, композитор Армине Айрапетян.
25-летний труд художницы уникален по своему содержанию. Это иллюстрированный сборник, в котором представлены работы Айрапетян, относящиеся к школам вышивки провинций Западной Армении (территория современной Турции) — Айнтапа, Мараша, Урфы, Вана, Килиса.
К каждой из иллюстраций подобраны строки из армянских народных песен или отрывки из произведений известных армянских писателей и классиков Комитаса, гусана Ашота, А. Экимяна, С. Паскевичяна, Е. Чаренца, П. Севака, А. Сагияна, С. Капутикян, а также сочинения автора книги.
Немного отойдем от темы. Если вы ищите Жалюзи горизонтальные, вертикальные, рулонные шторы для вашей квартиры, то вы просто по адресу http://proem.in.ua/zhalyuzi-kiev . Зайдите по ссылке и вы найдете там все виды данной продукции.
Айрапетян отметила, что научилась вышиванию и ткачеству еще в раннем детстве у своей бабушки. «Каждая девушка или женщина хоть раз в жизни пыталась что-нибудь соткать или вышить своими руками. Вот и я научилась всем этим тонкостям еще у своей бабушки», — добавила она.
Будучи математиком по профессии, Айрапетян посвятила себя целиком вышивке в тяжелое и суровое для страны время, когда не было света и отопления, и ей приходилось творить и создавать свои шедевры при свете свечи.
«В те годы искусство стало для меня отдушиной, своеобразным спасением, я втянулась в дело и начала постигать тонкости стилей ручного вышивания, наращивая свое мастерство и постепенно усложняя технику. Бывало, что я работала по 17 часов в сутки. Наряду с этим я успевала заботиться о семье, работать и заниматься хозяйством. », — отметила она.
Айрапетян отметила, что работа над одним произведением требует от 3 часов до 2-х лет. Ее творчество воплотило в себе замысловатые и в то же время простые по содержанию узоры, богатую цветовую гамму, выразительность образов, оригинальность геометрических форм, глубокую символику и, как ни странно, математическое мышление. Каждый лист или ветка в узоре — это не просто детали, а знаки, несущие в себе определенную смысловую нагрузку.
Свои работы художница посвятила 100-летию Геноцида армян, отметив, что и ее предки родом из Западной Армении, и при создании работ в ней говорил зов предков.
«Это сидит у нас в генах, которые никому не под силу истребить», — добавила она.
Первая выставка работ Айрапетян состоялась в 1997 году и носила символическое название «Келе, Лао», как и полотно в форме музыкальной лиры по мотивам одноименного произведения С. Капутикян. На полотне изображены Армения и Арцах, от которых вверх тянутся стебли с цветками на концах. Семь цветов символизируют первые семь нот призывающей к возвращению на родину песни.
Айрапетян также поблагодарила за поддержку в издании книги эколога Карине Даниелян.