Домой Грузия Новое грузинское кино — это свежий воздух, чистая творческая струя

Новое грузинское кино — это свежий воздух, чистая творческая струя

308
0

Новое грузинское кино - это свежий воздух, чистая творческая струяВ последние годы кинематограф наших соседей — кинематограф Грузии — заметно развивается. Новое грузинское кино уже снискало радушный прием публики, его с удовольствием смотрят и на родине, и за рубежом. Грузинские фильмы представлены почти на всех ведущих кинофестивалях мира. Причем не Грузия посылает туда свое кино, а сами маститые отборщики киносмотров обязательно стараются привлечь их в конкурсную программу. Берлин, Канны, Венеция, Роттердам, Карловы Вары… Выдвижение грузинского фильма «Кукурузный остров» на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» тоже о чем-то говорит.

Что это — всплеск творческой энергии молодых киноматографистов или «новая волна» национального кино? А может, явление сугубо социальное, опирающееся на глубокое, многостороннее изучение современного грузинского общества, исследование человека в век глобализации? В случае с Грузией — в переходной период от советской действительности к независимой формации, из социалистического лагеря к рыночным отношениям капитализма. А еще война внутри самого народа, война, отголоски которой еще звучат на улицах городов и, конечно же, находят свое отражение в искусстве.

Первая грузинская картина, о которой начали говорить всерьез и повсеместно, — это «Мандарины» Зазы Урушадзе. Будучи представленной на многих мировых смотрах, она явила миру новое видение грузин, новый ракурс, который они отныне обращали к своей собственной действительности.
…1992 год, Абхазия. Древнее эстонское село, расположенное в живописном уголке между горами и морем, опустело, и эстонцы вернулись на свою историческую родину. Остались только хозяин товарного цеха Иво и его сосед, владелец мандариновой плантации Маргус. Маргус также собирается уехать в Эстонию, но лишь после того, как будет собран урожай мандаринов… Война в противовес естественному природному циклу разрушает все и вся вокруг. Страшная братоубийственная война, в которой обе стороны обречены воевать за «ничью землю». Бессмысленный хаос, в котором цена человеческой жизни даже не копейка. И неизбежной становится аллюзия с вооруженным конфликтом в Южной Осетии 2008 года. История повторяется, а люди никак не учатся на своих ошибках. Но как в таких условиях остаться человеком, как не сойти с ума, как прийти к примирению, покою, миру, созиданию?.. Как противопоставить свет тьме, воинствующее зло — словно заснувшему добру?..

НА ЭТОТ ВОПРОС ПЫТАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ НАШУМЕВШАЯ КАРТИНА Георгия Овашвили «Кукурузный остров». Вот течет Ингури — олицетворение границы между грузинской и абхазской землями. Пожилой абхазец, уже почти старик, в самый разгар военного конфликта, не желая быть его заложником, а затем и жертвой, противопоставляя смерти жизнь, ищет ее в природе, со своей внучкой-подростком перебирается жить на маленький остров, возникший из весенних паводков. Старик возводит здесь деревянную хижину, пашет и поливает плодородную почву, сеет кукурузу. Отметим, что по адресу http://filmbb.ru/122-frankenshteyn-2015.html вы можете посмотреть лбимые фильмы. И так изо дня в день — вдали от цивилизации, которая будто сошла с ума, снова начала ломать, разрушать, уничтожать. Просыпаются с первыми лучами рассвета, занимаются простыми делами: убирают остров от всего ненужного, поливают грядки, ловят рыбу на обед, купаются, отдыхают — и опять за работу. В героях картины нет бунта против мира, а лишь смелое решение уйти от него прочь, отрешение, полное погружение в естественную среду, обитель человечества, стоическая созерцательность и вечная благодать. Но герои забыли, что так же, как и в том мире, который создали люди, в мире божьем, в природе существует цикл. И он должен замкнуться, саморазрушиться, чтобы возрождаться вновь и вновь. И не важно, заглянет ли в их укромный уголок цивилизация или в дело вмешаются беспощадные силы природы…

О силах природы повествует также и фильм Наны Эквтимишвили «Длинные светлые дни». И опять 1992 год, Тбилиси. Все такое знакомое. Ведь и мы, армяне, в те годы переживали то же самое, а порой и хуже. Бедность, голые стены домов, очереди за хлебом и продуктами. И новое поколение, тогда еще детей, учащихся в школах и гимназиях, еще даже не подозревающих, что весь груз тяжелого времени ляжет на их неокрепшие плечи. Судьба целого поколения, которая предстает перед нами еще только в контурах робкого рисунка будущего. Главные героини картины — подруги Натия и Эка. Эка лишена ярких красок. На нее мало кто обращает внимание, за ней не бегают мальчишки. Но, присмотревшись поближе, понимаешь, что у нее сильный внутренний стержень. Такой человек никогда, ни при каких обстоятельствах не сломается. Она по-настоящему умеет дружить. Для Натии она — вера и надежная опора. Натия красивая, нежная. В нее влюблены все мальчишки во дворе. Японская пословица гласит: когда тебе нравится цветок, ты его срываешь, а когда любишь его, то каждый день поливаешь. Любил ли Натию Котэ, решивший, по древнему обычаю гор, украсть ее? Любил или просто хотел обладать ею как собственностью? Отсюда начинается раскол в маленьком раю, который Натия и Эка создали на двоих. Рухнул мир подростковых чаяний, грез, мечтаний. Фильм этот — грустная ода взрослению, трудному переходному времени и внезапно нагрянувшей зрелости.

Кадры из фильмовЕСЛИ ГЕРОИНИ ЭКВТИМИШВИЛИ ПОВЗРОСЛЕЛИ, ТО ГЕРОИ ФИЛЬМА Левана Когуашвили «Слепые свидания», несмотря на то что им уже под 40, даже и не думают о зрелости и ответственности. Они — дети новой — свободной и независимой — грузинской республики. Еще немного робкие и инфантильные, романтические и мечтательные дети новой страны. И каждое их свидание с жизнью тем не менее слепое. Они еще боятся снять очки и посмотреть миру прямо в лицо. Сандро — 40-летний учитель истории в одной из тбилисских школ. Разумеется, он не женат и живет с ворчливыми родителями. Имеется у него также и друг Ива, футболист, делящий с ним одно и то же социальное положение. Взрослые мужчины, пытающиеся наладить свою личную жизнь посредством социальных сетей и всевозможных сайтов знакомств. А на деле — пустота!..
В картине «Слепые свидания» на языке тончайших нюансов рассказываются трагические истории жителей современной Грузии, переживших время перемен и не нашедших себя в новых реалиях. Когуашвили относится к этому «потерянному поколению» очень бережно, лелеет их, оберегает, спасает. Он смотрит на них со стороны, изучает, делает какие-то выводы, но никогда не судит — чувствуются его авторское снисхождение, сочувствие, сопереживание. Он просто доносит до нас эти грустные истории, окрашенные в комические тона. Трагикомедии, человеческие комедии, которые сплошь и рядом, в каждом доме за углом. И становится так щемяще больно за простых, добрых и наивных людей, которые прежде всего страдают вследствие политических и общественных катаклизмов. Они теряют даже не что-то материальное, а прежде всего духовное. И в новых реалиях их ждут одно лишь отчуждение, отстранение, одиночество и обреченность вращаться вокруг своей оси, за которой — безысходность, необратимость. И открытый финал картины сгущает эти холодные краски.
Исследование реалий новой Грузии, прошедшей разруху постсоветской эпохи, всевозможные военные конфликты и кровопролитные войны, но уже на основе иного материала, продолжает режиссер Русудан Чкония в своей картине «Улыбайся». Название ленты, конечно, несколько ироничное. Посмотрев фильм, понимаешь, что улыбаться тут особо нечему. Да, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. А улыбаться требует слоган конкурса красоты для молодых мам, который организовали в Грузии. «Улыбайтесь при любых обстоятельствах, ведь шоу должно продолжаться!» Конкурс, победа в котором гарантирует получение четырехкомнатной квартиры и 25000 лари. В стране, которая уже несколько десятилетий перманентно находится в социальном кризисе, такой приз — просто джек-пот! И каждая участница пойдет на все, дабы дойти до финала. Это каждодневный длинный путь, который предстоит пройти каждой из молодых мам. Дорога, на которой им придется забыть о простых человеческих ценностях и действовать по законам джунглей. Сумеют ли они в этой схватке не потерять свое человеческое лицо?.. На примере конкурса режиссер вскрывает все кровоточащие раны современного грузинского общества. Общества, состоящего из совершенно разных слоев. Каждодневные поиски лучшей жизни, борьба за выживание, непрекращающиеся проблемы. Фильм Чкония — цельная мозаика, отражающая действительность страны со всех возможных сторон и углов. Картина объективная, беспристрастная, являющая нам реалии без прикрас.

НОВОЕ ГРУЗИНСКОЕ КИНО — ЭТО СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, ЧИСТАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СТРУЯ. Ленты эти исключительно кинематографичны по своей природе. Это касается и языка кино, и специфических средств выражения: выразительные крупные планы, смелые ракурсы, обширные живописные панорамы; динамичный музыкальный монтаж, обыгрывание деталей, из которых порой вырастают целые сцены. И все это помогает раскрыть замысел режиссера, его видение, авторскую точку зрения. Блестящая работа операторов и художников, которые создают уникальные пейзажи и глубоко психологические портреты, индустриальные виды и бытовые сцены, композиторов, умело вплетающих мелодию в ткань произведения.
Но самое главное и основное звено — это драматургия. Сценаристы рассказывают нам простые истории из повседневности, обычные, бытовые, будто бы взятые из газетной хроники или подсмотренные у соседей, явно следуя эстетике неореализма, но тем не менее передавая нам неповторимый местный колорит, выражая истинно национальное самобытное видение мира и вещей. Может быть, нам тоже нужна такая вот история, например, о молодом парне, который хочет купить ботинки для своего старого отца?.. Возможно, именно это сегодня спасет и наше кино!

«Голос Армении»