«Параллельно с ослаблением напряженности в отношениях Ирана с Западом, Иран активизирует проводимый им политический вектор с соседями, в частности – с Арменией», – сказал в беседе с Aravot.am эксперт-международник Нарек Погосян, коснувшись визита в Армению делегации Ирана, возглавляемой первым заместителем президента страны Эсхаком Джахангири, состоявшихся встреч, достигнутых договоренностей, итогов конференции предпринимателей Армении и Ирана.
«Иран не скрывает, что имеет серьезные намерения усилить в регионе свое влияние и сформировать ключевой транспортный путь. Иранская сторона особо отмечает необходимость создания транспортного коридора Иран-Армения-Грузия в направлении Болгарии», – говорит эксперт.
Напомним, что во время визита первого заместителя президента Ирана Эсхака Джахангири в Армению в рамках встреч с руководством Армении рассматривался и этот вопрос. Вошедший в состав делегации министр транспорта Ирана Аббас Ахмад Ахунди в беседе с одним из медиа-изданий отметил, что Армения и Иран ведут работы по созданию транспортного коридора из Персидского залива к Черному морю и оттуда в Болгарию. «Это важно и для Армении, так как у нее нет выхода к морю, и она сможет использовать этот коридор для выхода в Персидский залив. Мы также можем использовать этот коридор – территорию Армении и Грузии – для выхода в Черное море», – добавил Аббас Ахунди.
«Следует отметить, что создание коридора от Персидского залива до Черного моря, а оттуда в Болгарию, обещает серьезные геополитические перестановки в регионе. В случае осуществления программы чаша весов в регионе перевесит в сторону Ирана и в результате ослабнет турецко-азербайджанский фактор, особенно при тех обстоятельствах, когда Турция сегодня имеет множество внутренних проблем, в том числе и курдский вопрос. Иран получит возможность использовать весь свой энергетический и производственный потенциал и в итоге взять на себя ключевую роль в обеспечении функционирования коридора», – считает Нарек Погосян.
Эксперт также считает, что с другой стороны, Армения сможет освободиться от горьких последствий осуществляемой Турцией и Азербайджаном блокады, в том случае, когда турецко-азербайджанская сторона не жалеет сил и энергии на изоляцию Армении от региональных программ: «Армения получит возможность взять на себя роль связующего звена для выхода Ирана к Черному морю, и в то же время самой выйти к Персидскому заливу, почему бы и нет – к Индийскому океану, что в экономическом плане открывает для Армении широкие горизонты».
Эксперт-международник добавляет, что в то же время, в случае создания транспортного коридора, установить связь с Персидским заливом сможет также и Грузия, а также диверсифицировать проходящие по ее территории региональные пути, снизить влияние на нее турецкой и азербайджанской сторон. Кроме того, Иран, Армения, Грузия и Болгария получат возможность для создания общего коридора и экономического пространства, которое составит южный участок нового «шелкового пути» – в направлении Китая.
Наш собеседник отмечает, что для создания транспортного коридора, связывающего Персидский залив с Черным морем, в первую очередь важно строительство железной дороги Иран-Армения, по поводу чего министр транспорта Аббас Ахмад Ахунди сказал: «Большая часть работ по строительству железной дороги должна проводиться в Армении, мы заверили армянскую сторону, что когда будет исполнена треть 3-миллиардных инвестиций, мы построим иранский участок железной дороги».
«Следует отметить, что китайская сторона уже начала изучать целесообразность железной дороги, и если посчитает ее выгодной, то Пекин профинансирует проект, оцениваемый в 3,2 миллиарда долларов. Перед Арменией стоит задача более последовательно работать со всеми сторонами проекта, создать условия, чтобы другие участники, особенно иранская сторона, представила Китаю необходимость строительства железной дороги в рамках данного проекта. Необходимо показать Китаю целесообразность строительства железной дороги во всем его потенциале и приобретаемыми возможностями. Особенно когда у китайской стороны имеется претенциозная программа соединить Китай с Европой транзитным путем, и рано или поздно он будет вынужден принять участие в осуществлении этих проектов», – сказал наш собеседник, добавив, что реализация проекта получила практическую значимость, от которой до осуществления остается всего один шаг.
Источник: «Аравот»