Спустя ровно два года после 5 ноября 2013 г., на свободу вышел 39-летний майор запаса Армен Ованнисян, прослуживший в рядах армянской армии 20 лет. Ованнисян был осужден к двум годам лишения свободы по делу “Революция ценностей”, которое больше известно как дело “Шанта Арутюняна и друзей”. Наказание Армен Ованнисян отбывал в тюрьме “Вардашен”. После Тиграна Петросяна и Севака Мнацаканяна он стал третьим из 12 осужденных по этому делу, кто освободился по истечении срока назакания.
Сегодня Hetq побеседовал с Арменом Ованнисяном о первых часахпребывания на свободе, о его осуждении за политические взгляды и дальнейших планах.
Армен, хочу спросить о первых ощущениях свободы.
Эти два года я не чувствовал себя несвободным, просто моя свобода перемещения была ограничена. Я был свободен как в тюремной камере, так и сейчас. Именно поэтому я не чувствовал грань между свободй и несвободой. Сегодня я, конечно, очень обрадовался, увидев своих родных и друзей. Отныне буду рядом с ними и смогу свободно перемещаться.
Что вы сделали в первую очередь, когда оказались на свободе?
Я долгое время не видел свою дочку и очень хотел увидеть ее на свободе. Она пришла меня встречать, и именно у стен тюрьмы я ее и увидел. Ничего другого я пока не планировал, хотя есть много дел, которые мне предстоит сделать.
Будете ли вы продолжать боьбу за смену ценностей, за то, чтобы в нашей стране не было политзаключенных?
Наша борьба не прекращалась даже в тюремной камере, за решеткой. Сейчас не могу сказать, конкретно в какой форме я буду продолжать борьбу, но это однозначно будет борьба за достойную, благополучную жизнь, за свободу моих друзей. Для меня это первоочередная задача.
Где вы будете работать? Есть какие-нибудь планы?
Конкретных планов пока нет, но то, что я должен найти работу, это однозначно. Мне нужно решать социальные проблемы семьи. Не исключаю, что в этом вопросе возникнут трудности, но мы их преодолеем.
Вас представляли к условному освобождению?
В первый раз администрация тюрьмы “Вардашен” представила меня к условному освобождению в июне, однако независимая комиссия без каких-либо основаниий отклонила ходатайство. Да у меня и не было никаких ожиданий ни от этого режима, ни от властей. Второй раз административная комиссия даже не представила, но и смысла не было, поскольку до моего освобождения оставалось 35 дней.
Проведенные в тюрьме два года вам что-нибудь дали?
Тюрьма мне ничего не дала – ни хорошего, ни плохого. Там нечему учиться. Но я встретил многих людей. Поверьте, в тюрьме не все обеспокоены судьбой родины, люди больше думают о социальном положении своих семей. Армения сегодня – это большое социальное болото, в котором вязнут все, и любой вопрос подчиняется необходимости заработать на кусок хлеба.
Как по-вашему, в тюрьме есть люди, которые не являются преступниками?
Я всегда считал, что если человек совершил преступление, то он должен быть наказан. Но в тюрьме я увидел и понял, что там не все преступники. Не скажу, что такие же, как и я, но действительно есть невиновные, которые оказались за решеткой волею судьбы.
Армен Ованнисян родился в России. Вскоре семья переехала в Армению, в город Каджаран. После школы будущий военный уехал в Санкт-Петербург учиться в высшем военном командном училище. По его окончании Армен Ованнисян вернулся на родину, где больше 20 лет прослужил в вооруженных силах РА – в Иджеване, Советашене, Капане и Вайке. Армен Ованнисян характеризуется командованием как дисциплинированный, высокопрофессиональный военный. За вклад в дело создания армянской армии он награжден многочисленными медалямм, почетными грамотами и благодарностями.
Источник: hetq.am