В интервью на телеканале Армения 20 декабря глава президентской администрации Виген Саркисян заявил, что безопасность Армении и Арцаха потребует жертв и уступок, и армянская сторона вынуждена будет направить на обеспечение безопасности как значительный человеческий, так и материальный ресурс. Альтернатива, по его словам, может быть гораздо тяжелее.
Как пишет «Лрагир.ам», судя по прошедшей после встречи в Берне ночи, 19 декабря Саргсян и Алиев, возможно, договорились избежать полномасштабных военных действий, но вряд ли Алиев обязался не стрелять, может, он даже заявил, что будет стрелять.
Виген Саркисян заявил также, что в ближайшие недели, может быть, месяцы международное сообщество предложит шаги по внедрению механизмов ответственности за нарушения перемирия – это может касаться как размещения механизмов расследования, так и расширения мандата мониторинга.
Фактически, после встречи Саргсян-Алиев можно утверждать, что в 2016 году широкомасштабная война, но «вялотекущие» боевые действия, которые Азербайджан начал 2 года назад, продолжатся.
Это действительно требует от армянской стороны мобилизации ресурсов. Азербайджан с помощью такой войны пытается утвердить свое количественное превосходство, которое в случае полномасштабных действий может потерять свой «эффект». Азербайджан пытается «точить» камень терпения армян. Пока это не получается.
Но армянской стороне следует предпринять конкретные шаги в экономике и во внешней политике. И объяснить, что власти понимают под мобилизацией сверхусилий – усилия общества или «элиты»?
В 2016 году Армению ждет сложный экономический год. Чтобы облегчить ношу, Армения должна диверсифицировать политику, но, учитывая качества армянской «элиты», эти попытки в большей степени зависят от того, в какой степени ослабнет имперский потенциал России.
В этой связи проблемы безопасности могут стать для правящей элиты своеобразным алиби: сложная социально-экономическая ситуация будет оправдана задачами безопасности. Такое алиби может понадобиться армянской правящей системе для нейтрализации социальных недовольств, поскольку система не способна пойти на реформы, которые могут повысить сопротивляемость Армении.
С другой стороны, безопасность может быть представлена не как алиби для общества, а как требование к правящей системе. Это может привести к болезненным для «элиты» трансформациям, либерализации экономики, но это позволит за короткий срок создать возможность для свободной реализации творческого потенциала общества и привлечь инвестиции.
Безопасность и благополучие общества возможны только в том случае, если правящая система будет расхищать и грабить меньше.
Фактически, объявлена всеобщая ресурсная мобилизация. И вопрос только в том, для чего – для оправдания хищений или для их прекращения?