Информации о пополнении российской авиабазы в Армении истребителями четвертого поколения МиГ-29 уже несколько дней активно занимает внимание общественно-политических кругов Армении. Россия, согласно информации, собирается пополнить свою авиабазу в аэропорту Эребуни МиГ-29 во второй половине 2016 года. Дело в том, что российские медиа и экспертные круги эту информацию открыто преподносят в контексте российско-турецкой напряженности или конфликта, активно и открыто создавая впечатление того, что шаг по пополнению своей авиабазы в Армении воздушной техникой Россия делает именно в рамках напряженности.
Перед этим те же российские медиа и экспертные круги активно распространяли информацию, которая так и не получила официального подтверждения, что Россия увеличила также военный контингент военной базы в Гюмри. Эти информационные ошибки, по большому счету, оказывают свое влияние также и на «армянского потребителя». С одной стороны, активно работает тот стереотип, что русские являются нашими единственными и незаменимыми защитниками, а с другой стороны, тревога, что Россия может вовлечь Армению в напряженность с Турцией.
Что происходит на самом деле, почему Россия совершает эти шаги, и почему они преподносятся в контексте российско-турецкого конфликта, для решения чьих проблем? Наивно было бы считать, что информацией о нескольких самолетах МиГ, или нескольких тысяч военнослужащих Россия может каким-то образом побеспокоить Турцию. Во всяком случае, это не тот потенциал, который испугает или потревожит Турцию. Россия может испугать Анкару, но только ядерным ударом. А для этого в Армению не нужно привозить самолеты МиГ, и несколько тысяч солдат. Все это для турецкой армии ничего не значит.
Вообще, Армения, как плацдарм российского удара для Турции, абсолютно лишняя, и это очень хорошо осознают и Турция, и Россия. К этому прибавляется еще и то, что ударить по Турции, значит ударить по НАТО. А на это Россия вряд ли пойдет, да еще и первой, или тем более первой. Конечно, подобное столкновение было бы катастрофой для Армении, но Россия не пойдет на это, думая о себе, а не об Армении, потому что это будет катастрофой также и для России.
По сути, процесс пополнения российской военной базы в Гюмри в режиме реальной политики не направлен на Турцию, как в военно-политическом, так и в пропагандистском смысле. В пропагандистском смысле он направлен на общество Армении, чтобы показать, что Россия «рядом», тем более, что Россия с помощью продажи наступательного вооружения в последние годы была рядом с Азербайджаном. С этой точки зрения, российско-турецкая напряженность для Москвы стала удобным поводом для того, чтобы пустить пыль в глаза армян, что мол, Москва вооружает также и Армению, и обеспечивает безопасность. На самом деле вооружается российская военная база, и хотя у нее есть функция и миссия обеспечения безопасности Армении, эта военная база будет действовать в соответствии с российскими интересами, следовательно, вооружение тоже предоставляется в соответствии с этим.
Но замечательно, конечно, что Москва не может привозить в Армению вооружение для пропагандистских целей. С другой стороны, для России конечно, это сам по себе важный фактор, поскольку российский политический инструментарий, по сути, особо не дает возможности выбора. В то же время, адресатом пропаганды является не только армянское общество, но и международное сообщество. Москва. Конечно, показывает, что готова кристаллизоваться в Армении, и дать здесь свой последний бой, если ее спровоцируют на это. Но ключевая проблема здесь в другом направлении.
Для Армении российско-турецкое прямое столкновение не является угрозой, а вот косвенные события в карабахском направлении уже являются угрозой. И здесь пополнение российской военной базы вооружением и техникой уже может иметь практические цели в военно-политическом плане. Причем, вполне вероятно, что цели Москвы пока что неопределенны и противоречивы также и для нее. Москва пока что усиливает свое присутствие в регионе, но некоторым образом заметно, что усиливает, не имея четкой стратегии. Это существенно зависит не только от отношений с Западом и позиций, но и от поведения Азербайджана. Для России пока не ясно как поведет себя Азербайджан в стадии российско-турецкой напряженности.
По большому счету, с одной стороны, поведение Запада, с другой стороны, поведение России будет диктовать то, чему будет служить увеличивающееся вооружение в Армении. В соответствии с этим, при определенных обстоятельствах, оно может угрожать безопасности Армении. И здесь ключевым становится вопрос относительно того, имеет ли Армения влияние на стратегию Росси в данном случае, или нет. Ответ на этот вопрос вызывает больше тревоги и опасений, а не пополнение российской авиабазы в Армении.
Источник: 1in.am