Транзит иранского газа в Грузию даст нашей стране новые геополитические рычаги
Официальный Тегеран подтвердил факт достигнутой договоренности о поставках природного газа в Грузию транзитом через Армению. Впервые в истории наша страна имеет шанс обрести статус государства-транзитера со всеми вытекающими отсюда геополитическими возможностями. Ирано-грузинская сделка вполне может привести к изменению регионального расклада. В Баку это, похоже, многих не устраивает.
Грузинские власти не раз предпринимали попытки избавиться от энергетического диктата Азербайджана. Для нас это важно, так как газ в руках Алиева всегда был главным рычагом давления на Тбилиси. Именно пользуясь этим рычагом, бакинским правителям порой удавалось склонить грузинские власти к откровенно антиармянским шагам. Зависимость грузинской экономики от азербайджанского газа до сих пор казалась неизбежной. Но просочившиеся в прессу сведения о начале переговоров министра энергетики Грузии с руководством российского “Газпрома” и иранской газовой компании NIGG эксперты с самого начала восприняли весьма серьезно. Информация о секретных встречах Кахи Каладзе стала поступать еще летом. Грузинская сторона уже тогда стала открыто говорить о намерении “диверсифицировать энергетические источники”. В ноябре Каладзе публично допустил возможность приобретения иранского газа транзитом через Армению. Пятого января исполнительный директор Национальной газовой компании Ирана Али Реза Камели официально заявил о том, что принципиальное согласие сторонами достигнуто – газ пойдет в Грузию, причем именно через Армению. Если верить сообщениям прессы, речь о достаточно больших объемах – от 8 до 15 миллионов кубометров в сутки.
Единственным способом доставки иранского газа в Грузию является газопровод Иран-Армения. Но тут есть одна загвоздка. Дело в том, что пропускная способность газопровода, имеющего диаметр в 700 миллиметров, — около шести миллионов кубометров в сутки. Следовательно, либо сведения относительно объемов предстоящих поставок не совсем достоверны, либо речь идет о долгосрочной перспективе, предполагающей создание новых коммуникаций. В этой связи аргументы грузинских скептиков понятны. “Не ясно, какими техническими средствами можно это осуществить. Диаметр трубы, по которой газ из Ирана поставляется в Армению, недостаточен. Исходя из этого, министр энергетики должен нам сказать, как Грузия собирается получать иранский газ”, — заявил на днях тбилисский эксперт Гия Хухашвили.
Ответ на вопрос, поднятый господином Хухашвили, последовал. Но не из Тбилиси, а из Тегерана. Управляющий по международным делам Иранской национальной газовой компании Азизола Рамезани заявил, что разрабатываются планы строительства газопровода в Европу. “При сохранении тренда снижения цен на нефть экспорт газа в Европу станет достаточно выгодным”, — отметил он. Сведения о планируемой прокладке нового транзитного газопровода подтвердил и председатель Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсен Казарян, информированность которого не вызывает сомнений. По его сведениям, в Тегеране весьма серьезно “обсуждают перспективу строительства нового газопровода Иран-Армения, обладающего большей пропускной способностью”.
Таким образом, надо понимать, речь идет о долгосрочных планах. Причем реализация “программы-минимум” может начаться даже в этом году. Уже сейчас вполне реальна поставка иранского газа Грузии в объемах, не превышающих шесть миллионов кубометров в день. А это примерно 80 процентов нынешнего уровня потребления Грузии. Ну а в случае прокладки нового трубопровода большей пропускной способности не только Армения, но и Грузия смогут стать транзитными государствами. Это сулит обоим государствам немалые прибыли. Обычно за транзит принято платить десять процентов от стоимости транспортируемого газа. (Грузия за транзит российского газа в Армению берет ровно столько.) Новый стабильный источник пополнения государственного бюджета нам совсем не помешает.
Статус государства-транзитера предполагает еще и известные геополитические рычаги, воздействие которых на происходящие в регионе процессы может оказаться весьма эффективным. Армения впервые в истории из страны потребителя превращается в страну, от которой будут зависеть соседи. Это приведет в изменению сложившегося на Южном Кавказе глобального политического климата. Блокада, которой Азербайджан подвергает Армению в течение четверти века, теряет смысл. Ереван начинает выходить из изоляции. Вот что говорит об этом директор российского исследовательсого центра “Ближний Восток – Кавказ” Станислав Тарасов: “Отказ Баку от битвы с Тбилиси на газовом направлении и молчаливое признание факта выхода Еревана из режима блокады может видеться как наступление перемен в азербайджанской политике на армянском направлении. В противном случае Баку придется признать, что в Закавказье его политика потерпела полное фиаско”. С Тарасовым согласны и азербайджанские эксперты. Вот что пишет бакинское сетевое издание “Minval.az”: “Безусловно, превращение Армении в транзитную страну противоречит интересам Азербайджана. Потому что в итоге это приведет к тому, что Армения станет ощущать себя более надежно с экономической точки зрения. Это также послужит радикализации ее позиции в карабахском вопросе. С другой стороны, это проявит желание мусульманского Ирана усилить агрессора Армению, которая держит под оккупацией земли мусульманского Азербайджана на протяжении 24 лет, а также покажет, что Тегеран, как и Москва, не заинтересованы в скором и справедливом урегулировании карабахского конфликта. Эту сделку можно назвать газовым ударом, нанесенным Тегераном по Баку…”
Следует заметить, что бакинские правители сдали грузинский рынок практически без боя, смирившись с неизбежностью его постепенной утраты. “Грузия является близким соседом и стратегическим союзником Азербайджана, но каждое государство самостоятельно определяет свою энергетическую политику. Возможные поставки газа в Грузию будут носить для Тегерана не экономический, а политический характер”, — заявил глава Управления инвестиций госкомпании Государственной нефтегазовой компании Азербайджана Вагиф Алиев. В том же духе высказался и его коллега Махир Мамедов, представляющий дочернюю структуру ГНКАР в Грузии. “Если в течение какого-то периода мы по определенным причинам не можем удовлетворять потребность в газе, грузинская сторона может закупать газ у других источников”, — заявил он.
Ясно, что договоренность между Тбилиси и Тегераном не могла быть достигнута без косвенного участия Кремля. Ведь транзит иранского газа будет осуществляться посредством трубопровода, принадлежащего российскому “Газпрому”. Развитие грузино-иранского партнерства совершенно не вредит интересам Москвы. Скорее наоборот. Сделка ограничивает рычаги энергетического воздействия Азербайджана, что, похоже, входит в стратегические планы России. “Газпром” так или иначе будет непосредственно вовлечен в одобренный Тегераном и Тбилиси масштабный региональный проект. Кстати, заметим, что вовсе не обязательно, чтоб иранский газ физически достигал границ Грузии. Поскольку Армения по-прежнему будет получать российский газ через Грузию, будет логично, если оговоренный объем топлива грузины станут забирать себе, а мы будем брать газ в том же объеме из иранской трубы. Это будет дешевле, чем напрасно прокачивать газ в оба направления.
Таким образом, сбываются прогнозы тех, кто говорил, что снятие международных санкций с Ирана непременно вызовет процессы, выгодные Армении. Сейчас уже бесспорно – предстоящее изменение региональных энергетических потоков выведет Армению из изоляции и поможет положить конец блокаде.
Артем Ерканян
«Новое время»