Серж Саргсян вчера принял ответственного по делам Европы Совета национальной безопасности США, главного консультанта США по вопросам Европы Чарльза Купчана. В ходе встречи Саргсян говорил об американской поддержке, оказываемой Армении со дня независимости, считая важным развитие Армении, американские усилия, направленные на региональную безопасность и стабильность. Накануне Серж Саргсян принял посла Евросоюза в Армении Петра Свитальского, и говорил о важности оказываемой Евросоюзом поддержки. США и Европа в настоящее время стали надеждой Сержа Саргсяна, причем, в двух смыслах.
США и Евросоюз являются залогом экономической стабильности Армении, и на выделенные ими средства в настоящее время сохраняется финансово-экономическая стабильность Армении. А региональная стабильность сохраняется американскими усилиями, благодаря которым военные провокации Азербайджана можно сдерживать во времени и пространстве, не позволяя перерасти в крупномасштабную войну. Накануне, сопредседатель Минской Группы Джеймс Уорлик заявил, что крупномасштабная война разрушит весь регион, и он думает, что конфликтующие стороны осознают это.
Но осознание мира и благополучия в регионе может иметь только та сторона, тот субъект, который построил свою конкуренцию на творческих подходах и технологиях, единственным аргументом которой является не оружие, и не вооружение, а экономика, технологии, новые идеи, ценности. А в этом смысле большая часть субъектов, преследующих интересы в регионе, далеки от этих стандартов. В частности, далеки от этих стандартов Азербайджан, Россия, Турция, для которых аргументом регионального влияния осталась угроза дестабилизации, и посредством этого они пытаются сохранить свое место и роль в регионе.
Власти Армении оказались с этой точки зрения меж двух камней, поскольку с одной стороны с точки зрения системы ценностей, мировоззрения они именно находятся в этой евразийской плоскости. Но они понимают, что главный удар будет по Армении, то есть, также и по их голове. И в этом плане они вынуждены надеяться, что США и Европа продолжат, так сказать, с позиций конструктивной конкуренции сдерживать большие «амбиции» деструктивных, дестабилизирующих субъектов, и не допустят крупномасштабных обострений.
Вот с этой точки зрения, встречи Сержа Саргсяна в течение последних двух дней с американскими и европейскими дипломатами, и прозвучавшие в ходе этих встреч идеи наилучшим образом характеризуют психологическое состояние властей Армении. Они сами не способны проявить какую-либо субъектность в сложившейся ситуации, и полностью надеются на Европу и США. Это, конечно, для Армении утешение, что США и Европа преследуют свои интересы в регионе, которые требуют стабильности и безопасности. С другой стороны, однако, проблема в том, что это обстоятельство, создавая для властей Армении довольно удобные временные и пространственные возможности для повышения внутренней конкуренции, на самом деле служит не этому, а борьбе за власть.
И в этом смысле, в обеих встречах Сержа Саргсяна заметен намек, который он делает Европе и Соединенным Штатам, о поддержке в деле продолжения своей политики в Армении. Причем, это тоже для Армении могло бы быть наименьшим из зол, если бы Серж Саргсян делал свои предложения на деле, то есть, поставил бы на стол конкретные примеры системных шагов, и взамен ожидал бы продолжения сотрудничества. Но Саргсян ничего не ставит на стол, а только говорит о реформах, и об их результатах. Между тем, эти «результаты» сделали сегодня Армению евразийским придатком, лишенным субъектности. И это очень хорошо видимо и для США, и для Европы. Но проблема здесь также в том, то столь же видимо то, что в Армении, по большому счету, не нашлось ни одной силы, которая выразилась бы против таких «результатов» из принципиальных позиций.
Вот на этом фоне, по сути, теряется мотивация США и Европы в отношении сотрудничества с игроками внутриполитической жизни Армении, поскольку эта жизнь, по сути, осталась вне контекста не только геополитических, но и региональных событий. Между тем, политика не может делиться на внутренние и внешние повестки дня, и если возникла эта отрезанность, значит, политики не существует. Отсутствие политики позволяет Сержу Саргсяну после 3-го сентября продолжать говорить с США и с Европой.
Источник: 1in.am