«Сегодня в Азербайджане наиболее сформированное национальное течение – это талышское движение. Талыши – полуторамиллионный народ, компактно проживающий на своей этнической территории, с простой и понятной Национальной идеей, и самое главное, с железной волей и готовностью к радикальным действиям». Об этом в интервью на 1in.am сказал известный востоковед, директор Института автохтонных народов Кавказско-Каспийского региона, профессор Гарник Асатрян.
– Господин Асатрян, каковы, на Ваш взгляд, основные причины акций протеста, беспорядков, продолжающихся в различных районах Азербайджана? Имеют ли они только социальные основы, или им присущ и политический или, возможно, этнический компонент, учитывая то, что протестуют также и в местах, заселенных талышами, лезгинами, татами?
– Причины происходящего – прежде всего, серьезные социальные проблемы, ухудшение экономического положения населения, обесценивание маната, коррупция, царящий в стране беспредел и так далее. Конечно, этнический компонент здесь тоже присутствует, хоть и в латентном состоянии, но не исключено, что в дальнейшем он получит более четкие очертания. Здесь срабатывает инстинкт самосохранения коренных народов: они очень хорошо понимают, что власти будут использовать любой шаг национального самопроявления в качестве повода для применения насилия и постараются обратить народный гнева против самих же автохтонов. Именно это обстоятельство, возможно, заставляет коренные народы республики пока воздерживаться от радикальных действий. Фальстарт в этой ситуации очень опасен. Пока же все идет по всеобщей модели народного возмущения, которое при определенных условиях точно превратится в национальное движение, во всяком случае -на территории Талышстана. Время покажет.
– Если даже принять точку зрения аналитиков, утверждающих, что недовольство связано только с ростом цен, обесцениванием маната и ухудшением социального положения, можно ли допустить, что происходящие процессы в каком-то смысле сыграют роль катализатора для национального подъема коренных народов.
– Мой многолетний опыт изучения подобных процессов однозначно говорит, что национальные движения почти всегда имеют социально-экономические причины. Поверьте, если народ живет хорошо, даже в условиях национальной дискриминации и гнета, очень трудно поднять его на ноги. Стремление к свободе и идеи борьбы за создание независимой государственности свойственный в основном ограниченному кругу национальной интеллигенции: народные массы в состоянии благополучной стагнации обычно держатся подальше от радикальных идей и предаются бытовой инерции. Для серьезного национального движения необходим катализатор, в качестве которого часто выступают именно ухудшение условий жизни, социальная несправедливость, беззаконие. В некоторых ситуациях следует, конечно, учитывать и возможность целенаправленного воздействия внешней заинтересованной силы.
– Поговорим именно о возможном влиянии этой «третьей силы». Существует ли внешнее воздействие на азербайджанские процессы? Например, сейчас азербайджанская пресса пишет, что западные сверхдержавы или Россия пытаются организовать новый Майдан в Азербайджане. Вы считает это реальным?
– Никакого внешнего вмешательства в этих процессах не просматривается, хотя некоторые государства в регионе и за его пределами могут иметь заинтересованный подход к вполне закономерным внутриазербайджанским событиям. Что касается азербайджанской прессы, то ей вообще свойственно приписывать все участию внешних сил – начиная от поражения в Арцахской войне и заканчивая ухудшением экономической ситуации, обострением внутриэтнических проблем и так далее. Это самый избитый стереотип пропагандистского арсенала Азербайджана.
– Мы знаем, что карабахский фактор постоянно разыгрывается в Азербайджане, чтобы отвлечь внимание людей от внутренних проблем, и объединить общество вокруг Алиева. Чего в этом смысле можно ожидать на армяно-азербайджанской границе? На Ваш взгляд, попытаются ли азербайджанцы спровоцировать новую напряженность в зоне конфликта?
– Карабахская проблема, безусловно, является постоянным и универсальным внутриполитическим фактором Азербайджана. Власти этой страны всегда используют его в качестве рычага, как во внешней, так и во внутренней политике. Нынешняя напряженность на границе, постоянные провокации со стороны Азербайджана, откровенные попытки эскалации конфликта в ситуации, когда любое его развитие будет не в пользу Азербайджана – все это лишний раз подтверждает, что для Алиева все это бряцание оружием – не более, чем политические маневры, помогающие правящему клану оправдывать провальную внутреннюю политику, удерживать зыбкую власть в условиях, когда государство вплотную приблизилось к коллапсу. Так что Карабахская карта будет постоянно разыгрываться в самых разных форматах – другого подобного «козыря» у правящей клики Азербайджана нет.
– Какие реальные предпосылки Вы видите сегодня для формирования и развития национальных движений талышей, лезгин и других народов в Азербайджане? С какой динамикой развиваются национальные идеологии этих народов?
– В Азербайджане сегодня наиболее сформированное национальное течение – это движение талышей, а лезгинское имеет вторичных характер, хотя формально лезгины имеют больше общественно-политических организаций. Но у талышей есть то, чего нет ни у одного другого автохтонного народа в Азербайджане. Это – полуторамиллионное население, компактно проживающее на своей этнической территории, простая и понятная Национальная Идея, и самое главное, железная воля и готовность к радикальным действиям. Сегодня действуют «Национальное телевидение Талышстана» (Talyshistan TV), Академия наук (в Минске) и множество групп и организаций как внутри страны, так и за ее пределами – в основном в России. Талыши наделены всеми атрибутами сформированного народа: четким видением собственной этнической территории и ее границ, национальным самосознанием, опытом государственности, гимном, восприятием столицы (для которой тоже написан гимн), пантеоном героев и национальных деятелей, объективным осознанием места и роли своей этнической общности во времени и пространстве и так далее.
А в случае с татами, как я неоднократно говорил, мы имеем дело с тлеющей идентичностью, которая может созреть и вспыхнуть только в определенных условиях, когда, скажем, национальное движение талышей получит более ясные очертания, и в стране возникнет «революционная ситуация».
– Есть ли у Республики Армения, на Ваш взгляд, четкое видение данной проблемы, существует ли некая четкая концепция по обсуждаемому вопросу? И вообще, нужна ли таковая?
-У Армении не может не быть систематизированной концепции в отношении данного вопроса, поскольку это непосредственно касается безопасности страны и сохранения ее территориальной целостности.
—Если такая концепция есть, если существует разработанная на ее основе программа, то в чем это проявляется? Некоторые эксперты, изучающие проблемы автохтонов Азербайджана, утверждают, что они обсуждаются у нас только на уровне экспертного сообщества, и что ни МИД Армении, ни иные государственные структуры этим вопросом не занимаются, в частности, не оказывают помощи коренным народам соседней страны.
– А причем здесь МИД Армении, и почему оно должно заниматься внутренними проблемами соседней страны, да еще в такой деликатной сфере, как национальные меньшинства? Каким вы, например, представляете себе формат подобной «помощи» и проведения нужной нам политики? Как, кстати, представляют себе этот процесс сами вышеуказанные эксперты или аналитики? Имейте в виду: если бы наличие у Армении упомянутых концепции и программы имело бы видимое для экспертного глаза измерение, вот тогда бы стоило волноваться, тогда бы я мог с уверенностью сказать, что у нашей страны в этом вопросе действительно нет никакой разработанной концепции.
– В этом контексте есть еще один важный вопрос: как, оказывая поддержку извне, пусть даже только на идеологическом или эмоциональном уровне, не навредить организаторам, активистам национального движения, не навредить собственно целям самого движения?
-Это очень деликатный вопрос. Различные комментарии в армянской прессе, тем более неуместные призывы к талышам, звучащие в социальных сетях, не только дадут повод азербайджанским властям для провокаций, но могут неоднозначно восприниматься и со стороны самих талышей. Поймите, все талыши – от лидеров и до пастухов – очень хорошо понимают, что их движение в любом формате находится в том числе и в русле национальных интересов Армении. Теперь, как вы думаете, каким же образом должен воспринимать эти примитивные призывы мыслящий талыш? Конечно, однозначно, как науськивание, провоцирование, что оскорбительно для достойного человека. Таким образом, нужно ограничиться фактологией, подачей объективной информации о происходящем, воздерживаясь от «экспертных» комментариев, и особенно, от слащавых призывов к борьбе за освобождение.
Если вы следите за передачами Национального телевидения Талышстана, то явно заметили, с какой осторожностью руководство Движения подходит к нынешним событиям, постоянно призывает проявлять бдительность и не поддаваться провокациям.
– Правильно ли рассматривать эти процессы, а также развитие курдской проблемы внутри Турции в одном и том же контексте? И второе, как, на Ваш взгляд, эти процессы повлияют на Армению, на безопасность нашей страны?
-Видите ли, региональные процессы всегда связаны друг с другом, будь то через прямое влияние, вмешательство третьей внешней силы и проч. Но в данном случае мы имеем дело с автономными процессами, тем более, что курдские выступления в Турции скорее имеют декоративные, внешние проявления, чем носят глубинный характер. О курдском вопросе в ближайшее время я выступлю с отдельной публикацией, поэтому здесь ограничусь только этим. В плане влияния на безопасность нашей страны, процессы, происходящие в Азербайджане, естественно, имеют определенное значение. А характер этого влияния зависит оттого, как будут развиваться эти процессы и какой след они оставят в судьбе искусственной страны под псевдонимом Азербайджан. Судя по всему, распад Азербайджана и создание Республики Талышстан – дело не столь далекого будущего.