Всемирный банк заявляет на весь мир, что условием финансирования его программ являются результаты оценки экологического и социального воздействия. Программа “Самотечная оросительная система Кахцрашена”, которая предусматривает направить через трубопровод в село Кахцрашен воду реки Азат, финансирует Всемирный банк (ВБ). Для выполнения требования банка двое сотрудников Агентства реализации программ (АРП) “Водное хозяйство” раз в месяц встречаются с жителями Гарни и 13 сел Араратской области, которые считаются выгодоприобретателями.
Указанные сотрудники повторяют то, что написано в отчете оценки экологического и социального воздействия программы “Самотечная оросительная система Кахцрашена”. Гарнийцы отвергли эту программу и целым рядом аргументов обосновали ее антиэкологическое и антисоциальное воздействие на Гарни и гарнийцев. Более того, они выдвинули предложения, которые дадут возможность осуществить программу, избежав негативных последствий.
Ожидается, что эти предложения будут обсуждаться во время последующих встреч, и их профессиональная оценка позволит либо продолжить обсуждение проектов, либо забыть о них. Однако уже второй год на слушания являются два сотрудника АРП “Водное хозяйство”, которые повторяют 2-3 заученных предложения и, удостоившись упреков населения, уходят. Последнюю встречу гарнийцы не позволили провести, перекрыв ведущую в село дорогу.
Чтобы обойти требования жителей общины, был придуман другой вариант – следующее обсуждение с представителями общин-выгодоприобретателей состоялось в Ереване. Возможно, это имело свою положительную сторону, так как позволило всем узнать, что обещают общинам, для которых правительство решило сделать “доброе дело” – обеспечить их оросительной водой. Руководитель общины Нарек заявил, что земли крестьян высыхают, поскольку гарнийцы не разрешают брать воду из реки Азат. Руководители этих общин даже не знали, против чего выступают в Гарни.
Люди были введены в заблуждение и не знали, что оросительной воды у них нет по той причине, что река обмельчала. Села Арташатского района постоянно использовали и продолжают использовать эту воду в оросительных целях.
Гарнийцы против реализации этой программы не потому, что не хотят давать воду общинам Арташата, они против тех механизмов водозабора, которые предлагает правительство.
Получение от ВБ 10-миллионного кредита на реализацию программы “Самотечная оросительная система Кахцрашена” правительство обосновало тем, что электроэнергия стоит дорого и для того, чтобы сократить субсидирование орошения из госбюджета, неообходимо перейти от механической системы к самотечной. Это не значит, что воду крестьяне будут получать по более низким ценам, как они сами думают.
Гарнийцы утверждают, что в случае забора воды река Азат полностью высохнет. Поэтому жители общины и экологи предлагают создать солнечные электростанции, заменить насосные станции 50-летней давности на новые, построить на этой территории новые водохранилища, которые дадут возможность создавать запасы воды за счет впадающих в реку Аракс притоков и использовать эту воду в целях орошения.
В ответ на эти предложения из Арташатского района в Ереван привезли группу женщин, котоыре кричали, что гарнийцы не хотят давать им питьевую воду.
Публичные обсуждения предназначены для того, чтобы обсуждать предложения общественности, выслушивать мнения специалистов. Те предложения, которые ставят под сомнение эффективность программы, должны быть либо отклонены, либо подтверждены расчетами специалистов. Если все предложения упорно игнорируются и утверждается, что единственным вариантом забора воды является ее доставка в общины Нарек и Кахцрашен посредством трубопровода, значит утверждения о том, что тем самым создается возможность для строительства ГЭС, соответствуют действительности.
Ущерб, который причинили природе построенные в стране несколько сотен ГЭС, невозможно оценить. Кроме того, выяснилось, что в маловодные годы они не вырабатывали электроэнергию. Каждый год электроэнергия дорожает, так как ее покупают у ТЭЦ. Следовательно в период маловодья ГЭС тоже непригодны. А почему бы в самом солнечном районе страны, Арташате, не построить хотя бы одну солнечную электростанцию и не проверить ее эффективность? Почему не построить ветряные станции и не подвергать природу бесконечным испытыниям?
На этот раз речь даже не идет об уничтожении зеленых зон. Уничтожается составляющая часть всемирной культуры, историко-культурная ценность – Азатское ущелье, часть которого занесена в список ЮНЕСКО. Азатское ущелье и Гарнийский заповедник как туристическая достопримечательность составляют единое целое. Авторы этой программы проигнорировали уникальное значение Гарни для развития туризма в нашей стране.
Правительство с одной стороны разрабатывает программы создания в Азатском ущелье активной туристической зоны, а с другой – хочет использовать минимальные запасы реки Азат в оросительных целях.
В прошлом году я стала свидетелем страшной картины. В день Вардавара участники языческого обряда зашли в реку освежиться. И с возвышенности, где находится храм Гарни, были видны только головы людей, потому что воды в реке не было. И это происходило именно в том месте, откуда хотят брать воду.
В Азатском ущелье находятся четыре памятника природы, и неизвестно, где начинается и где заканчивается каждый из них, поскольку ни один памятник не имеет кадастрового паспорта. Сотрудник Агентства реализации программ М.Налбандян утверждает, что программа “Самотечная оросительная система Кахцрашена” не причинит вред природным памятникам.
Последние 20 лет улучшение социального положения гарнийцев напрямую обусловлено туризмом. Сотрудник АРП не в состоянии оценить реальный объем социального воздействия этой программы. В ответ на несогласие местных жителей он каждый раз заявляет: тем, у кого имеются участки в ущелье, будет выплачена компенсация. Однако протест населения Гарни и обеспокоенной этим вопросом общественности обусловлен отнюдь не этим.
География людей, посещающих Гарни, красноречиво свидетельствует о том, что Гарни принадлежит не только гарнийцам и даже не только жителям Армении.
Гарни – не обычный населенный пункт, его особенность составляют именно эти культурные ценности: храм, царская баня, другие уникальные памятники языческого периода, которые образуют часть нашей культуры.
В последние годы Гарни постоянно подвергается испытаниям. Два года назад на территори заповедника была предпринята попытка построить кафе, что принизило бы значение памятника. Это намерение было с трудом пресечено. Однако заповедник “Гарни” до сих пор не имеет кадастрового паспорта, поскольку они пока не отказались от своей чудовищной программы. Вандалы разрушили наполовину Базальтовый орган, памятник, названный также “Каменной симфонией”. Руками министра культуры был уничтожен мост 11-го века. На очереди последнее, что придает неповторимость Азатскому ущелью – река Азат, которая осушается.
Почему Всемирный банк финансирует программу, направленную на уничтожение природы? Почему организация, содействующая сокращению бедности в нашей стране, финансирует программу, которая отрицательно скажется на социальном положении всего населения Гарни, на экономике Армении, для которой туризм обеспечивает пока единственный стабильный доход?
Такие же трудные времена Гарни переживал в 17-ом веке, когда шах Аббас подчинил себе Армению, в том числе Гарни. Армянский историк Аракел Даврижеци писал: “Шах превратил в руины благообразную армянскую землю, сделал ее необитаемой… наша прекрасная и милая сердцу страна превратилась в пустыню…”
Сегодня Всемирный банк повторяет политику шаха Аббаса.
Источник: hetq.am