Посол Евросоюза в Армении Петр Свитальский считает необходимым расширение полномочий комиссии по этике высокопоставленных чиновников, для эффективности борьбы с коррупцией. Председатель этой комиссии тоже жалуется на отсутствие полномочий, и на законодательные неточности.
Вопрос внедрения механизмов борьбы с коррупцией в Армении является ключевым вопросом, и обсуждается на протяжении многих лет. С одной стороны, эти обсуждения рациональны, важны, необходимы, с другой стороны, они волей-неволей превращаются в дымовую завесу ключевой проблемы в деле борьбы с коррупцией. Этот ключевой фактор, проблема, является политической волей правящей «элиты» Армении. По большому счету, когда существует эта политическая воля, вопрос механизмов становится техническим, даже лишним. Более того, по сути, как государство, государственность, Армения уже наделена этими механизмами.
В частности, правоохранительная система Армении, как и правоохранительные системы других государств, уже является механизмом борьбы с коррупцией. Другой механизм – это свободная пресса, свобода слова. В Армении в этом плане ситуация, по большому счету, положительная, есть свобода слова, есть разнообразие прессы, доступность и свобода средств массовой информации. Вот эти два ключевых института изначально для любой государственности являются механизмом борьбы с коррупцией, так сказать, естественным механизмом, если есть государство, значит, есть и этот механизм. Возникает проблема повышения эффективности этого механизма.
Здесь речь идет, как о полномочиях, так и о возможностях, и профессиональной компетентности. Однако, в данном случае, ситуация в Армении такова, что, пожалуй, с уверенностью можно предположить, что профессиональная компетентность является проблемой, но не ключевой или решающей. Конечно, особенно в медиа кругах есть необходимость повышения грамотности и эффективности в работе с антикоррупционными темами, но существующей ситуации достаточно для того, чтобы медиаполе выполняло свою миссию в антикоррупционном деле. В случае правоохранительных органов уже другая проблема. Здесь однозначно есть вопрос профессиональной компетентности, но трудно оценить, насколько это влияет на неудовлетворительность результата, потому что нет той политической воли, которую должна применять правоохранительная система.
Таким образом, вместо этого в Армении создаются структуры, которые могли быть дополнением для государственного механизма борьбы с коррупцией, но, поскольку, этот механизм не работает, эти дополнительные структуры, по сути, оказываются в ситуации, когда повар еще не положил в кастрюлю основные ингредиенты блюда, но уже положил приправы. Если в кастрюле нет основных ингредиентов для обеда, то, как бы мы ни увеличивали приправы, не придавали вкус, запах, все равно это не станет обедом. В Армении мы становимся свидетелями именно этой ситуации.
У властей нет политической воли для последовательной и принципиальной борьбы с коррупцией, вместо этого, для фальсификации этой воли создаются различные структуры, которые представляются, как опыт, заимствованный у цивилизованного мира. Но это заимствованные у соседей приправы, которые дают эффект у соседей, поскольку они в кастрюлю первым положили ингредиенты обеда, только потом приправы. Поэтому у цивилизованного мира борьба с коррупцией получилась эффективной, только потом возникла проблема усовершенствования этих механизмов, так сказать, застрахования разнообразными гарантиями.
Армения не положила ингредиенты обеда, зато все внимание сконцентрировало на приправах. В результате обед получился не только несъедобным, но и вообще не похожим на обед. Потому что борьба с коррупцией не похожа на борьбу с коррупцией. Эта борьба, как и выборы в Армении фальсифицируется. В вопросе борьбы с коррупцией самое главное и ключевое – это политическая воля властей. Это обусловлено сознанием элит. Правила игры устанавливают они, и они устанавливают те правила игры, которые продиктованы внутренней системой ценностей, мировоззрением элиты. Армянская «элита» с ног до головы является носителем старой азиатской системы ценности, которая не подвергается достаточному влиянию цивилизованной эволюции, чтобы считать коррупцию опасным правилом игры в глобальном плане, в том числе и с точки зрения собственной безопасности.
В этой ситуации, конечно, не остается другого выхода, кроме как пытаться достичь какого-то изменения ситуации пусть и внедрением имитационных механизмов или элементов, что очевидным образом пытаются сделать, например, европейцы, как субъект, представляющий заявку на партнерство с обществом Армении в деле борьбы с коррупцией. Несомненно, у них нет иллюзии на счет того, что эти новые детали приведут к каким-либо быстрым качественным и поворотным изменениям. Но в настоящее время под вопросом даже перспектива эволюционных долгосрочных изменений, потому что опыт, во всяком случае, показывает, что пока что эти новые элементы более эффективны для коррумпированных властей, чем для общества и государства, уставших и пострадавших от коррупции.
Источник: 1in.am