Домой Аналитика и Геополитика Критические дни Реджепа Эрдогана

Критические дни Реджепа Эрдогана

240
0

Критические дни Реджепа ЭрдоганаКак уже сообщалось, на минувшей неделе в Женеве было объявлено о приостановке мирных переговоров по Сирии. Причин несколько. В частности, Анкара возражала против участия в переговорах сирийских курдов, на чем настаивала Москва.

Но главная загвоздка заключалось в позиции сирийской оппозиции, которая, опять-таки по науськиванию из Анкары и Саудовской Аравии, отказалась участвовать в переговорах без предварительных условий. А главным условием было выдвижение требования к президенту Сирии Башару Асаду снять до 3 февраля оккупацию территорий, контролируемых вооруженными отрядами оппозиции.

Однако, как говорил герой одного мультфильма, не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Полагаем, сегодня и Анкара, и сирийская оппозиция уже имеют основания пожалеть о проявленных в Женеве чрезмерных амбициях: в начале февраля войска, подконтрольные официальному Дамаску, при поддержке курдского ополчения ливанской «Хезболлы» и иранских военных советников начали наступление к северу и югу от Алеппо, блокируя город, большую часть которого пока контролируют террористические организации и военные отряды непримиримой оппозиции. По сообщениям СМИ, блокируя Алеппо, армия Асада смогла взять под свой контроль основные трассы, через которые с территории Турции осуществлялась постоянная подпитка боевиков взамен на контрабандную нефть.

Таким образом, Эрдоган теряет еще один рычаг своего влияния в регионе, и… турецкий президент прекрасно понимает, как велика в этом роль Москвы. Дальнейшие перспективы для Анкары тоже трудно назвать благоприятными. Если поддерживаемая Турцией вооруженная оппозиция потеряет Алеппо, а все именно к этому и идет, то подконтрольные Асаду силы, по оценкам военных экспертов, будут иметь все возможности достаточно быстро установить полный контроль и над северо-западом Сирии, на территории, которую Анкара уже считала приватизированной и посредством которой реализовывала свои геополитические интересы в регионе, в частности, давила на «чужих» — сирийских курдов и поддерживала «своих» — сирийских туркоманов.

При таком сценарии Эрдогана ждут новые вызовы уже в самой Турции. По оценкам экспертов, именно в Турцию потянутся выжившие в котле под Алеппо отряды боевиков, что чревато новыми терактами в этой стране. Кроме того, если сирийские курды установят контроль над северо-западом Сирии, над приграничными с Турцией территориями, это, несомненно, сыграет на руку турецким курдам и, чем черт не шутит, вновь станет реальным вопрос государственной автономии турецких курдов. В итоге именно Турция, а не Сирия, именно Эрдоган, а не Асад могут оказаться главной проигравшей стороной процесса «переформатирования» Ближнего Востока.

Понятно поэтому, что в последние дни Эрдоган ходит нервный. И звучат противоречивые заявления. Сначала пресс-секретарь Эрдогана жалуется, что турецкий президент вновь никак не может дозвониться Путину. Отчаявшись дозвониться, Эрдоган заявляет, что Москва и Дамаск совместно несут ответственность за 400 тысяч жертв конфликта в Сирии (по данным ООН, с начала гражданской войны в Сирии ее жертвами стали примерно 260 тысяч человек). Затем Эрдоган называет чушью заявления российского Минобороны о том, что Анкара готовит вторжение в Сирию. А еще спустя пару дней говорит о возможности участия в военной сухопутной операции, чтобы Турция в Сирии не повторила ошибку, которую допустила, отказавшись от участия в военной кампании в Ираке в 2003 году…Критические дни Реджепа Эрдогана

Однако Эрдоган очень недоволен не только Москвой, но и Вашингтоном, который, полагает президент Турции, ведет двойную игру, устанавливая связи с сирийскими курдами, которых в Турции иначе как террористами и пособниками РПК (Рабочей партии Курдистана) не называют. Эрдоган заявил, что власти США должны определиться, кого выбирают в качестве партнера: официальную Анкару или курдов из партии «Демократический союз» (PYD).

Как сообщают турецкие СМИ, такое мнение Эрдоган выразил в комментарии, опубликованном в воскресенье, спустя неделю после визита спецпредставителя президента США Барака Обамы в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ Брета Макгурка в сирийский город Кобани, который находится под контролем курдских сил боевого крыла PYD. «Как мы можем вам (США) доверять? Или я ваш партнер, или террористы в Кобани», — негодует Эрдоган.

P.S. Стремясь предотвратить наихудший сценарий развала страны, официальная Анкара возобновила активные вооруженные действия в курдонаселенных регионах. Международные организации и правозащитники в самой Турции бьют тревогу по поводу несоразмерных действий турецких военных. В городе Диярбекир, который считается неформальной столицей турецкого Курдистана, периодически идут бои, причем правительственные войска применяют пулеметы и артиллерию. Но несмотря на активное применение армейских подразделений Анкаре с каждым днем становится все труднее контролировать юго-восток страны и пресекать активность Рабочей партии Курдистана.

Источник: «Голос Армении»