Национальный герой армянского народа, один из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX — начала XX веков Андрани́к Торо́сович Озаня́н родился 25 февраля 1865 году в городе Шапин-Карахисар (Когония), Сивасского вилайета, Османской империи.
Юный полководец учился в Мушегянской школе. Далее начинается биографическая «чехарда». По некоторым источникам, Андраник был призван в турецкую армию. А вскоре, за измену военной присяге Андраник был подвергнут наказанию — ему отрезали ухо.За это его впоследствии прозвали «Одноухим генералом». По версии армянских историков, Андраник попадает в турецкие застенки за избиение жандарма, терроризировавшего армянское население. В тюрьме он пребывает недолго и после успешного побега примкнул к армянским мятежникам, участвовал в диверсиях в горах против турков. Довольно скоро, Андраник стал руководить армянскими гайдуцкими силами, действовавших в Сасуне (территория Турции, Западная Армения). После того как турецкие власти стали эффективно бороться против армянких партизан Андраник решил покинуть Сасун и отправился искать деньги и оружие для дальнейшей борьбы. В начале 20-го века Андраник успел побывать во Франции, Швейцарии, Бельгии, Англии,Болгарии и Иране, информируя общественность о борьбе армян. В 1907 году Андраник порвал с дашнаками, к которым примкнул еще в 1892-м. На IV съезде партии, который проходил в Вене, он окончательно решил выйти из рядов партии из-за возникших с дашнаками разногласий. По его мнению, в сложившейся ситуации спасение Армении зависело от России. А руководители партии несколькими годами ранее присоединились к революционным группировкам, действующим против Царя.
Принятие так называемого «Кавказского проекта» ставило под удар решение армянского вопроса, и, по мнению Зоравара, создавало новую угрозу для армян Кавказа. Ведь участие Дашнакцутюн в революционном движении против Российской империи практически ставило на второй план борьбу за свободу Западной Армении – то, за что так долго боролся Озанян и то, ради чего, собственно, и создавалась партия Дашнакцутюн. Было ясно, что возможности партии не настолько велики, чтобы вести борьбу на два фронта – против турецкого Султана и против Царя одновременно. К тому же, по мнению полководца, со стороны России Армении не грозила серьезная опасность.
Во время первой Балканской войны в 1912-1913г.г Андраник организовал роту из армянских добровольцев, вошедшую в состав ополчения болгарской армии.
С началом Первой мировой войны Андраник едет в Россию. 12 августа 1914г. в Тифлисе он встречается с главнокомандующим войсками Кавказского военного округа Мышлаевским и заявляет о готовности участвовать в войне против Турции.Андраник был назначен командиром 1-го отряда армянский добровольцев, входивших в состав русских войск Кавказского фронта. В ноябре 1917 года меньшевиками, эсерами, дашнаками и мусаватистами в Тифлисе создается Закавказский комиссариат. Фактически это было объединенное правительство националистов Закавказья (Азербайджана, Армении и Грузии). Оно приступило к разоружению пробольшевистски настроенных частей доживающей последние дни царской армии.
Закавказский комиссариат отверг Брестский договор и направил в Петроград телеграмму, извещавшую, что «не признает Брестский мир, так как Закавказье никогда не признавало большевистской власти и Совета Народных комиссаров». Турция же, основываясь на статьях подписанного в Бресте договора, предъявила ультиматум правительству Закавказья о немедленном очищении Карса, Батума и Ардагана. В Стамбуле не сомневались: абсолютное превосходство в силе на его стороне.
И на то имелись основания. В феврале 1918 года закавказские руководители приняли решение сформировать Греческую дивизию, Русский, Грузинский, Армянский и Мусульманский корпуса.Во главе армянского корпуса оказался Андраник Озанян, который также получил звание генерала русской армии.
4 июня 1918 года между Турцией и Арменией был заключен «Союз мира и дружбы». Стамбул согласился признать само существование Армении под сильным нажимом правительства Германии, которое понимало, что вынимать из Закавказья нефть и другие полезные ископаемые можно только в условиях относительной стабильности.
Условия договора не позволяли объеденить западных и восточных армян и создать «Великую Армению», к тому же турки получили контроль над всеми железными и частью шоссейных дорог страны. Армянские вооруженные силы также потеряли свою самостоятельность.
В этой ситуации Андраник решает увести свой отряд на юг, в сторону армянских общин Нахичевани, Зангезура и Карабаха. Довольно скоро Андранику Озаряну удается захватить Нахичевань. 14 июля 1918 года Андраник направил телеграмму чрезвычайному комиссару СНК РСФСР по делам Кавказа Степану Шаумяну, в которой говорилось, что Нахичеванский уезд «объявил себя неотъемлемой частью Советской Республики», и сам он со своим отрядом переходит в распоряжение и подчинение центрального российского правительства.
Узнав о капитуляции Турции 30 октября 1918 года, он немедленно стал готовиться к походу на Шушу. Однако британский генерал Томсон, прислал Озоняну письмо с требованием прекратить боевые действия. Разочаровавшись в политике держав Антанты в отношении Армении, не разделяя политику правительства Республики Армении, Андраник в апреле 1919 распустил свой отряд, а сам с группой соратников отплыл на пароходе из Батума в Европу. Находясь во Франции, а затем в Англии, Андраник разрабатывал планы оказания помощи армянам Киликии в их борьбе за независимость. С 1922 жил в США, выступал за сплочение сил всех армян ради достижения общенациональных целей.
Андраник умер 31 августа 1927 г. в США. В январе 1928 г. его останки были перенесены в Париж и захоронены на кладбище Пер-Лашез.В 1999 г.останки Андраника Озоняна были перезахоронен на военном кладбище Ераблур, близ Еревана.