Поражение Сержа Саргсяна в борьбе за Персидский залив
Пока в Армении бурно обсуждают перспективы углубления армяно-иранских отношений, новые события происходят в отношениях Ирана с нашим «заклятым соседом» Азербайджаном, вопреки тому мнению, что для Ирана Армения станет мостом, связывающим с международным рынком, а не Азербайджан.
В обход Армении
23-го февраля с официальным визитом в Иран прибыл президент Азербайджана Ильхам Алиев, и встретился как с президентом Хасаном Роухани, так и с верховным духовным лидером Ирана Али Хаменеи. Факт встречи с Хаменеи, кстати, по словам экспертов, довольно примечательный, поскольку не все чиновники, посетившие Иран, удостаиваются приема со стороны духовного лидера. Президенты Ирана и Азербайджана уже 4 раза совершали взаимные визиты, в том случае, когда президент Ирана пока ни разу не посетил Ереван.
Азербайджан и Иран подписали 11 документов относительно развития взаимоотношений в различных областях, от сотрудничества в таможенной сфере и в сфере здравоохранения, до энергетики и транспорта. Часть из них – соглашения, а другая часть – меморандумы. Ключевая договоренность, безусловно, об объединении железнодорожных сетей Ирана и Азербайджана. Хасан Роухани в ходе встречи с Алиевым заявил: «До конца года мы станем свидетелями значительного продвижения железнодорожного проекта, связывающего юг Азербайджана и север Ирана (Астара-Иран)». Согласно этому проекту, иранская железная дорога из северного города Решд должна присоединиться к азербайджанской Астаре, откуда уже существует действующая железная дорога в сторону грузинского Батуми. Таким образом, могут объединиться бассейны Персидского залива и Черного моря. В Баку эту сделку уже успели назвать «Поражение Саргсяна в борьбе за Персидский залив», поскольку Армения тоже надеется посредством Ирана присоединиться к богатому рынку Персидского залива. Президент РА Серж Саргсян несколько дней назад даже провел совещание с участием министров и посла Армении в Иране, и поинтересовался тем, какие перспективы есть для углубления экономических связей с Ираном после аннулирования санкций.
Оптимистичный прогноз
Армянские эксперты, однако, вовсе не считают роковыми эти ирано-азербайджанские договоренности. Иранист Эмма Бегиджанян, в частности в беседе с Первым Информационным выразила убеждение, что взаимоотношения Иран-Азербайджан никоим образом не могут препятствовать углублению армяно-иранских экономических связей. Иран и Азербайджан, по словам эксперта, имеют дружеские отношения на чисто дипломатическом уровне, но на практике между ними есть глубокое взаимное недоверие, которое ставит под сомнение осуществление достигнутых договоренностей.
«Железная дорога «Иран-Азербайджан» не мешает нам. Если Азербайджан получит возможность дойти до Персидского залива, та же возможность будет и у нас»,- сказала Эмма Бегиджанян.
– Госпожа Бегиджанян, насколько перспективны отношения Иран-Азербайджан, по сравнению с отношениями Армения-Иран?
– Объемы торгового оборота Иран-Азербайджан составляют всего 500 млн долларов США, если оставить в стороне нефтегазовые доходы. Вместе с нефтью и газом превышает 1 миллиард. Конечно, объемы армяно-иранского торгового оборота в переделах 300 миллионов. Если сравнить, то потенциал сотрудничества Иран-Азербайджан может быть больше. Но я всегда говорю, что в дипломатическом плане, по языку они очень близки, но на практике это не так. Например, после становления Роухани президентом президенты Ирана и Азербайджана уже 4 раза совершали взаимные визиты, обе страны посетили около 50 высокопоставленных делегаций, но на самом деле никакого сдвига не произошло.
Параллельно с этим визитом, в тот же день в Тавризе состоялась научная конференция на тему взаимоотношения Азербайджан-Иран, на которой в основном было сказано много негативного относительно того, что эти отношения не развиваются, вновь покритиковали события в Нардаране. Один из ученых, комментируя историю отношений Ирана и Азербайджана с 1991 г., отметил, сколько Иран помогал Азербайджану в ходе Карабахской войны, оказывал материальную поддержку разного рода, но взаимоотношения не на должном уровне.
Ирано-азербайджанские взаимоотношения, как я уже сказала, с дипломатической точки зрения, братские, но на практике отношения развиваются в атмосфере взаимного недоверия, азербайджанцы боятся шиитского движения, а иранцы – азербайджанской пропаганды. В этом плане трудно считать отношения Ирана и Азербайджана дружескими.
– У нас с воодушевлением говорили о том, что после устранения санкций открываются новые перспективы для развития армяно-иранских отношений, в частности новые перспективы открываются для постройки железной дороги Иран-Армения, но вдруг президент Ирана заявляет, что железная дорога Иран-Азербайджан может быть построена до конца этого года. Как Вы объясняете это?
– Строительство железной дороги Иран-Азербайджан технически легче осуществить. Иранцы параллельно говорили об этих двух проектах. Повторяю, документов много было подписано, но насколько реалистично то, что они могут осуществиться, остается под вопросом, на фоне взлетов и падений во взаимоотношениях Иран-Азербайджан. Просто очень часто выдвигают параллельные проекты, чтобы не подвергаться критике. Скажем, если этот вопрос обсуждают с Арменией, подобный же вопрос обсуждают и с Азербайджаном, если в Армении строят ГЭС, то же самое делают и в Азербайджане.
Конечно, в Армении воодушевление было немного преувеличено.
– Получается, что железная дорога Иран-Армения больше не имеет перспективы?
– Железная дорога Иран-Азербайджан не мешает нам. Если Азербайджан получит возможность дойти до Персидского залива, то такая возможность будет и у нас. Для нас это перспективно. Мы можем дойти до Персидского залива, Китая. Одно другому не мешает.
– Если строится железная дорога Иран-Азербайджан, в таком случае, почему Иран должен быть заинтересован в строительстве железной дороги в Армению?
– Армения для Ирана является надежным партнером. Во-первых, у Ирана будет альтернатива, во-вторых, я думаю, что Иран больше заинтересован в строительстве армянской железной дороги. Просто железная дорога Иран-Армения очень дорогостоящий проект. С другой стороны, железнодорожная сеть Армении находится в руках у России. По этой причине, иранцы осуществляют оба проекта, исходя из своих интересов.
– Насколько помешают отношения Иран-Азербайджан армяно-иранскому экономическому сотрудничеству?
– Никоим образом не помешают. Отношения Иран-Азербайджан не могут процветать и развиваться в условиях взаимного недоверия. В основном исламский фактор их объединяет в дипломатическом и добрососедском плане.
Армяно-азербайджанская борьба за Иран
Такая политика соседнего Ирана на самом деле не нова. Иранцы всегда действовали в лучших традициях восточной дипломатии, стремясь всячески сохранять равновесие на Кавказе, в частности между Азербайджаном и Арменией. Например, если министр обороны Ирана в свое время заявлял в Баку, что Иран защищает территориальную целостность Азербайджана, в то же время, руководитель парламента Ирана в Ереване говорил, что народ Нагорного Карабаха имеет право на самоопределение. Иран сегодня хочет играть роль посредника в карабахском вопросе. События вокруг железной дороги именно нужно рассмотреть в этом контексте, и действительно не исключено, что Роухани заявит о строительстве железной дороги Иран-Азербайджан, в качестве альтернативы или способа уравновешивания армяно-иранских отношений. Хотя, с другой стороны, вероятность строительства железной дороги Иран-Армения никогда не была высокой, и не повысилась даже после устранения санкций против Ирана. Ряд важных факторов препятствует этому. Во-первых, отсутствие финансовых средств, во-вторых, как уже было отмечено, железнодорожными сетями Армении распоряжается Россия, которую, естественно, не радует перспектива политико-экономического вступление Ирана в регион. Немного обнадеживает только последнее заявление посла Ирана Сейед Казема Саджади о том, что в ближайшем будущем из Ирана приедет в Армению делегация экспертов и специалистов, с целью изучения экономико-технических обоснований для строительства железной дороги.
Источник: 1in.am