К курдской угрозе риторика властей Турции примешивает курдско-армянскую. Об этом пишет польский журналист Давид Варшавский в статье в «Gazeta Wyborcza».
Автор пишет: «С турецкой справедливостью всё в порядке. Суд в Стамбуле вынес приговор фирме-издателю ежедневной газеты «Zaman», что тут же развернуло редакционную политику газеты на 180 градусов. Другой суд, в Анкаре, присудил блогера Айко Багдата к компенсации мэру города. Мэр Мелих Гёкчек не раз использовал в «Twitter» слово «армянин» как оскорбление – в том числе под адресом Багдата. Тот в ответ написал, что мэр сам армянин. Гёкчек подал в суд за оскорбление, и суд признал его правоту, хотя Багдат и объяснил, что использовал это слово в ироничном смысле. Даже президент Эрдоган однажды со злостью заметил, что противники обвиняют его в том, что он грузин, «хуже – армянин».
В стране, где в армии поют строевую песню «Курды, армяне, близок ваш конец, сделаю с вами, что сделал отец», Багдат даже не мог оправдаться перед судом – если он сам признал, что армянин, как он мог этим оскорбить другого?
Когда премьер-министр Ахмед Давудоглу на новость о том, что курдская Демократическая партия народов открыла бюро в Москве, заявил: «Они сотрудничают с Россией, как когда-то армянские банды». И в обществе началось брожение. Пошла прахом договорённость о коалиции – в стране, где власти постоянно видят в оппозиции курдских, российских или еврейских изменников.
Но «армянских банд» в Турции нет с 1915 года, когда Османская империя истребила самое меньшее 800 тысяч армян, оправдывая это необходимостью ликвидации их «банд», якобы сотрудничавших с Россией. Депутаты от курдской партии обвинили премьера в ксенофобии. В то же время в Эрзруме официально отметили годовщину «очищения» страны от армянских изменников. Поэтому аналогия с армянскими бандами, которую привёл премьер, не сулит ничего хорошего курдам.
На всё это ложится огромный груз исторической иронии – потому что это «очищение» в 1915 году было в значительной мере делом рук курдских банд, которых подтолкнула власть. Однако сегодняшние курды – что делает им честь – признают в официальных заявлениях Демократической партии народов и других организаций свою историческую вину. В отличие от турецких властей.
В заявлении, сделанном уже год назад, Давудоглу сказал, что курдско-турецкий мирный процесс прерван, потому что курдская партия начала сотрудничать с армянской диаспорой. «Вы армяне, армяне», – кричали полицейские во время операции в курдском городе Джизре. А Бурхан Кюзю, советник президента Эрдогана, считает, что с убитых курдов нужно стягивать штаны: если окажется, что необрезанный – значит, армянин.
Курдско-армянская угроза встала в горле Турецкой Республики».