Время назвать вещи своими именами Чем ближе день визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Вашингтон, тем больше он становится нервным. В последние дни мы стали свидетелями беспрецедентных истерических подергиваний. Поздравив собственный народ в связи с праздником Новруз, Алиев в качестве основной причины неурегулированности Карабахской проблемы указал на «неконструктивную политику» Армении, затем перешел к МГ ОБСЕ, заметив, что азербайджанский народ и без этого не верил в деятельность сопредседателей. Алиев напомнил о негативном отношении сопредседателей к обсужденным и поставленным в январе на голосование в ПАСЕ спорным резолюциям относительно «оккупированных территорий» Нагорного Карабаха и по Сарсангскому водохранилищу.
«Как вам известно, одна резолюция по Сарсангскому водохранилищу была принята, а для принятия другой нам не хватило всего лишь четырех голосов. Проведенный нами анализ показывал, что обе резолюции свободно пройдут, у нас было достаточно информации об этом. Такую уверенность в нас вселили депутаты Парламентской Ассамблеи Совета Европы… Однако грубое вмешательство сопредседателей Минской группы в работу Совета Европы привело к этой нелицеприятной ситуации. Они побывали в Совете Европы, оказали там давление на руководство Совета Европы, с тем, чтобы эта резолюция не была принята, якобы она создает проблему урегулированию конфликта. Мы воспринимаем это как провокацию», – сказал президент Азербайджана.
Он выразил возмущение, что подобные «месседжи» сопредседатели отправили не только в Страсбург, но и министерствам иностранных дел многих европейских стран. «Я говорю об этом просто для того, чтобы азербайджанский народ еще раз узнал, что неразрешенность конфликта связана не только с позицией Армении… Это – несправедливость. Это – политика двойных стандартов», – сказал Алиев, напомнив известный тезис, что для решения Карабахской проблемы армия Азербайджана должна стать еще более могучей.
Фактически, официальный Баку уже называет сопредседателей «провокаторами». Месяцами ранее по поводу позиции, продемонстрированной сопредседателями в ПАСЕ в связи с антиармянскими докладами, Алиев обвинил посредников в исламофобии, заявив: «Сегодня говорю об этом открыто, чтобы знала и общественность. Им принадлежит самая большая роль в том, что вопрос не решается. Почему? Потому что имеют место двойные стандарты. В чем причина? Спрашиваешь – ответа нет. Это тоже своего рода тактика. Когда вопрос не устраивает, на него не отвечают. Но мы знаем ответ – двойные стандарты. Здесь играет роль религиозный фактор. Мы – мусульмане, поэтому к нам относятся с позиции двойных стандартов. Особенно в нынешний период, когда исламофобия в Европе достигла своего пика».
Уже несколько месяцев обсуждается предложение посредников о создании механизмов предотвращения пограничных инцидентов. Баку же, вместо того, чтобы представить свой ответ, занят паясничанием. Министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров указал, что истинная цель Армении «нанести вред переговорному процессу посредством провокационных действий, чтобы сохранить действующий статус-кво и «оккупированные» азербайджанские территории». Затем Мамедъяров добавил, что внесение в повестку технических вопросов, каковым является расследование инцидентов, со стороны Армении осознанный шаг, «чтобы отвлечь внимание от урегулирования конфликта». По его словам, «вопрос расследования инцидентов может быть обсужден только в рамках процесса вывода армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана».
Прежде всего, вышеупомянутое предложение выдвинули посредники, а не Армения. Армянская сторона, в отличие от Азербайджана, приняла это предложение. А это предложение сопредседателей, как видно, настолько вывело из себя официальный Баку, что власти Азербайджана готовы назвать инструмент расследования инцидентов каким-то вопросом технического характера, представленным с армянской стороны. Если из порции агрессивности в нервных подергиваниях Алиева изъять долю по очередному исполнению перед собственным народом роли «героя», то становится заметно, что власти Азербайджана в отношении одной из стран-сопредседателей не имеют того же недоверия. Речь идет об отношениях России и Азербайджана. Наоборот, от Москвы ожиданий всегда больше, в этом случае все гладко, недовольства нет. Почему? Ведь и Россия входит в формат МГ ОБСЕ и хотя бы официально присоединяется ко всем заявлениям МГ ОБСЕ.
В интервью российскому «Коммерсанту» министр ИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, коснувшись отношений с РФ в сфере военно-технического сотрудничества, отметил, что они успешно развиваются на основе взаимовыгодного сотрудничества. Баку заверяет, что нет никаких проблем в связи с оплатами, и информация о том, что есть нерешенные финансовые вопросы, неверная: «Вопрос в том, что необходима корректировка технических параметров нескольких конкретных видов вооружений. И это, по словам Дмитрия Рогозина, будет сделано в самое ближайшее время», – заверяет Мамедъяров.
Баку направил Москве ноту протеста в связи с продажей оружия Армении. Казалось, что отношения между РФ и Азербайджаном могли бы обостриться, но оказывается, что и здесь нет неразрешимых проблем. Во всяком случае, согласно Мамедъярову, в МИД РФ правильно поняли тональность их ноты: «Содержание ноты сводилось к просьбе, чтобы Россия, когда поставляет вооружения Армении, учитывала, что эти вооружения не должны оказаться на оккупированных азербайджанских территориях. В таких поставках существует правило конечного пользователя. Если бы конечным пользователем была Армения, то вопрос не выходил бы за рамки двусторонних отношений между Москвой и Ереваном. А когда оружие оказывается на оккупированных территориях Азербайджана, это совсем другое дело».
Когда же журналист возразил Мамедъярову, что это оружие в любом случае окажется на территории Нагорного Карабаха, тот отметил: «Учитывая, что Россия признает территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, в присутствии российского оружия на оккупированных территориях полностью отсутствует логика».
В начале апреля министр ИД РФ Сергей Лавров направится в Азербайджан для обсуждения вопросов развития двухстороннего сотрудничества и проблемы Нагорного Карабаха. Лавров наверняка поторопится уточнить у Алиева требования, выдвинутые Вашингтоном во время его американского визита, и имеющиеся ожидания в Карабахском урегулировании, чтобы продолжить совместными силами создавать новые проблемы для деятельности МГ ОБСЕ.
Вообще, настало время назвать вещи своими именами. Азербайджан давно уже поставил себя вне поля переговоров и диалога с Арменией. Сосед Армении угрожает и шантажирует международное сообщество, власти Азербайджана внутри страны заняты воинственной антиармянской пропагандой и распространением лжи. Это своеобразный террор против армянской стороны, против усилий, направленных на установление мира, и настало время, чтобы международное сообщество задумалось над этим.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «Аравот»