C первых дней обретения независимости Армения боролась во имя безопасности и мира. Об этом выступая с лекцией в Гарвардском университете, заявил президент Армении Серж Саргсян.
«Требование реализации права народа Нагорного Карабаха было превращено в самую кровопролитную войну постсоветсткого периода. Народу, попытавшему реализовать свое право, противопоставили оружие, насилие и этнические чистки. После прекращения огня в 1994 году прошло 22 года, однако и сегодня проживающие у государственной границы Армении и в различных населенных пунктах Нагорного Карабаха люди находятся под ежедневной угрозой обстрелов.
Очевидно, что режим Азербайджана использует этот конфликт для того, чтобы оправдать наличие проблем в собственной стране. Я думаю, что из теории международных отношений вам уже знакома подобная позиция. В этом причина, по которой власти Азербайджана любым способом стремятся сохранить напряжение на границе и гордятся этим, публично обвиняют посредников в бездействии и подобным способом пытаются героизировать себя в глазах собственного народа, предложения МГ ОБСЕ по укреплению безопасности на границах называют странными и удивляются.
В контексте карабахского конфликта очень часто спекулируют словом «оккупация». Не хотел бы проводить исторического экскурса, просто хотел бы отметить кое-что: использующие слово «оккупация» зачастую забывают, что сам Карабах в течении 70 лет был жертвой оккупации. Всех тех, кто осознанно или неосознанно использует термин «оккупация», хотелось бы спросить: а чем, если не оккупацией, являлась произошедшая в 1921 году с легкой руки Сталина аннексия Карабаха Азербайджану.
Более того, получив столь щедрый подарок Азербайджан, вместо того, чтобы создать нормальные условия для народа Нагорного Карабаха, создал такие нестерпимые условия, что при первом же признаке ослабления центральной власти СССР первым же восстал Нагорный Карабах. Было ли это от хорошей жизни? Кстати, не случайно, что восстание 1988 года было таким мощным, что распад СССР принято ассоциировать именно с Карабахским движением.
Причиной конфликта является именно эта оккупация, следовательно Нагорный Карабах не имеет ничего общего с понятием территориальной целостности сегодняшнего Азербайджана. Армяне на собственной шкуре испытали политику Азербайджана по выдворения армян из Нагорного Карабаха. Уже был перед глазами горький опыт выдворения армян из Нахиджевана.
Не хватило того, что из этого района были изгнаны армяне, в 2005 году являющиеся культурным наследием камни-кресты в старой Джуге были варварски уничтожены. Сегодня от этого средневекового богатства не осталось ни песчинки. Район очищен от армян и следов армянской культуры.
Сегодня все те, кто рассматривает Нагорный Карабах в контексте территориальной целостности Азербайджана, косвенно одобряют жестокую сталинскую политику «разделяй и властвуй», которая стала причиной несчастий и лишений миллионов людей. Сегодня продолжается та же логика. Все дошло до такой степени абсурда, что Азербайджан не позволяет посещать страну гражданам иностранных государств, имеющим армянские корни. Вне зависимости от того, являются ли армяне гражданами США, России или иной страны, им запрещено посещать Азербайджан. И наряду с этим, они обещают обеспечить безопасность армян, если Карабах войдет в состав Азербайджана. На основании чего народ Нагорного Карабаха должен верить этим обещаниям?
Мы столкнулись с ситуацией, когда восприятие переговоров нашими соседями крайне далеко от современного понимания. Уверен, что в Гарварде переговоры являются самым востребованным предметом. Уверен, что вас учат, что для положительного исхода переговоров необходим компромисс. Невозможно максималистскими и односторонними требованиями достичь решения проблемы.
Но чтобы представить, с какой ситуацией м сталкиваемся при ведении переговоров с Азербайджаном, отмечу всего один фактор: Азербайджан считает компромиссом невозобновление войны, в то время как сохранение мира является не компромиссом, а международным обязательством.
Уверен, что мой подход, как подход заинтересованной стороны, многие из вас воспримут с сомнением. Это естественно для академического сообщества. Сомнение — движущая сила науки. Находясь в Гарвардском университете, хотел бы, пользуясь случаем, обратится к вам с предложением. Я попросил бы г-на Элисона рассмотреть возможность проведения исследования в политическом институте школы Кеннеди. В рамках этого исследования могут быть изучен публикации как армянских, так и азербайджанских СМИ, научные статьи, публичные выступления официальных лиц обеих стран, доклады общественных организаций двух стран, если конечно таковые в Азербайджане еще имеются. На основании этого исследования вы сможете прийти к самостоятельному выводу.
Я не говорю, слепо верьте моим словам, изучите ситуацию и сами убедитесь, кто пропагандирует войну, кто провоцирует напряжение на границе, кто пропагандирует ненависть не только по отношению к властям Армении, но и по отношению к армянскому народу в целом. Если предположить, что завтра власти придут к согласию, как будут примиряться общества. Я думаю результаты исследования будут интересы и там также».