Фотограф Анаит Айрапетян, 34-летняя армянка, ежедневно разговаривает по Skype со своей бабушкой, в каком бы уголке мире она ни находилась. Таким образом она поддерживает связь со своим родным селом Хцаберд, расположенном на территории Нагорного Карабаха на Южном Кавказе. Они говорят обо всем, начиная с того, сколько молока дала корова в этот день, заканчивая историями членов семьи, проживших в селе несколько веков назад. Об этом пишет Джеймс Эстрин в своей статье в The New York Times.
«Хцаберд – это не красивый курорт. Это маленькое село, где проживают 40 семей, это село со старыми домами, очень близко расположенными друг к другу», — рассказывает Анаит.
Жители Хцаберда, согласно публикации, этнические армяне, как и большинство населения Нагорного Карабаха. «В 1988 году этнические армяне Нагорного Карабаха проголосовали за отделение от Азербайджана. И началась война между мусульманскими азербайджанцами и христианскими армянами. Более 20 тысяч человек были убиты, и около миллиона человек были перемещены до перемирия, заключенного в 1994 году. С этого времени в Нагорном Карабахе установилось независимое управление со значительной поддержкой Армении», — отмечается в статье.
Анаит Айрапетян, продолжает автор, находилась в селе во время войны 1988 года. Многие дома в селе были разрушены, и семь молодых жителей Хцаберда были убиты. Жители деревни были поглощены горем. «На протяжении 5 лет нигде не играла музыка, даже во время свадьбы. Каждую субботу все село шло на кладбище, и можно было услышать только звук женского плача», — рассказывает Анаит Айрапетян.
Анаит начала фотографировать Хцаберд и некоторые прилегающие села в 2006 году. «Столько утраты и боли в истории каждой семьи», — с грустью отмечает она. Спустя десятилетие Анаит все еще фотографирует и собирает там истории.