В начале апреля 2016 по всей линии государственной границы Нагорно-Карабахской Республики начались активные боевые действия, которые стали результатом агрессии со стороны Азербайджана в ночь с 1 по 2 апреля 2016.
Противник применил широкий арсенал средств и методов для успешного развития своей операции, однако Армия Обороны Нагорно-Карабахской Республики(НКР) смогла нейтрализовать все угрозы и отбросить противника назад. Следует отметить, что Азербайджан, уже по сложившейся традиции, формировал свои силы из лиц, причастных к террористическим группам. В частности, среди тел агрессоров были выявлены наемники из Турции, которые по всей вероятности принадлежали к турецкой экстремистской и террористической организации Серые Волки. Также, среди ликвидированных агрессоров были обнаружены лица, причастные к террористической группировке ИГИЛ.
Как известно из открытых источников, более полутора тысячи граждан Азербайджана воюют в рядах вооруженных отрядов Исламского государства против сирийских правительственных войск. Об этот указывается вполне откровенно и, практически, официально. Информационное агентство Timeturk сообщает, что азербайджанцы составляют более-менее обособленную часть в составе отряда «Махмут» и воюют против правительственных войск. С 2014 года в Сирии и Ираке было убито около 300 азербайджанцев, о чем было вынуждено сообщить посольство Азербайджана в Анкаре. Посольство также сообщило, что боевики из Азербайджана попали в Сирию через территорию Турции.
По данным сетевого информагентства “Vesti.az”, сейчас в Сирии в рядах Вооруженных сил ИГИЛ воюют от трехсот до пятисот граждан Азербайджана. Прибавим к этому еще две-три сотни грузинских азербайджанцев. За последние три года только в Сирии были убиты как минимум 200 боевиков-азербайджанцев. Об этом свидетельствуют источники бакинского новостного портала “FaktXeber.com”.
В Стамбуле был арестован гражданин Азербайджана Абдулла Абдуллаев. Выяснилось, что он возглавлял турецкое отделение ИГИЛ и был одной из ключевых фигур этой радикальной организации. По сведениям бакинского новостного портала “Хаккин.аз”, Абдуллаев создал в Стамбуле перевалочную базу для переправки в Сирию боевиков, рекрутированных в Азербайджане, а также в странах Средней Азии и мусульманских республиках Северного Кавказа.
По сообщениям сетевых ресурсов ИГИЛ, не так давно “министр иностранных дел” самопровозглашенного “Исламского государства Ирака и Леванта” Абдул Вахид Худаяр Ахмад собрал у себя командиров всех воюющих в составе исламистских сил азербайджанских отрядов. Он поблагодарил их за смелость, проявленную в боях “за освобождение от крестоносцев страждущих народов Ближнего Востока”.
Азербайджан давно уже стал для Вооруженных сил ИГИЛ самым надежным поставщиком новобранцев. Примечательно, что азербайджанцев джихадисты вербуют также и в соседней Грузии. Абсолютное большинство рекрутируемых в этой стране боевиков “Исламского государства” не аджарцы, не кистинцы и не турки-месхетинцы, а именно азербайджанцы. “Известно, что сотни азербайджанцев присоединились к силам ИГИЛ в Сирии”, — пишет военный эксперт Зураб Гумашвили в своей статье, опубликованной на сайте информационно-аналитического портала “On Kavkaz”. Его коллега Мамука Арешидзе отмечает, что “в ряды “Исламского государства” уже попали сотни грузинских граждан из региона Квемо-Картли с преимущественно азербайджанским населением”.
Таким образом, руководство Азербейджана, тесно сотрудничает и взаимодействует с террористическими структурами. Власти Азербайджана не препятствуют не только рекрутингу боевиков, но и налаживанию эффективных финансовых потоков, подпитывающих террористов. Председатель Госкомитета по работе с религиозными объединениями Мубариз Гурбанлы недавно откровенно признал факт того, что “радикальные религиозные группировки в Азербайджане имеют свою бизнес-сеть по всей стране, в которую входят магазины и даже большие торговые центры”. По его словам, “доходами от этой бизнес-сети финансируются сами группировки, а часть отчисляется в ИГИЛ”. В связи с этим уместным вопросом задается оппозиционная бакинская газета “Ени Мусават”: “как в условиях, когда в стране существует жесткий контроль за предпринимательской деятельностью, эти группировки смогли создать подобную бизнес-сеть?” По данным издания, без соответствующей поддержки власти это было бы невозможно. Газета приходит к выводу о том, что питающая террористов бизнес-сеть крышевалась высокопоставленными государственными деятелями из команды Ильхама Алиева.
Подтверждение этой версии нашлось очень скоро. Азербайджанский информационный портал “Haqqin.az” установил, что лидеры местной ячейки ИГИЛ Вюгар Сабироглу Алиев и Зульфугар Ибрагимов самым тесным образом связаны с влиятельными депутатами меджлиса. Первый был заместителем по международным вопросам партии “Умид”, которую возглавляет депутат Игбал Агазаде, второй возглавлял Тертерское отделение провластной партии “Великое строительство”, лидером которой является депутат Фазиль Мустафа. Сетевое издание — подтверждение тому, что связанных с ИГИЛ салафитов финансирует сын бакинского градоначальника Исрафил Абуталыбов и отпрыск министра пищевой промышленности Айнур Зейналов. Это доказывает, что источником финансирования терроризма в Сирии является команда Ильхама Алиева.
Тесное взаимодействие с террористическими структурами начались в Азербайджане в начале 90-ых. Азербайджан пережил волну «исламского возрождения» на рубеже 1980-1990 гг., породившую множество местных исламистских групп, исповедующих идеологию насилия и желающих установления отношений со схожими организациями за рубежом . В 1990 и 1991 гг. некоторые из вновь созданных азербайджанских исламистских групп предложили отправить добровольцев для оказания поддержки Саддаму Хусейну в войне в Персидском заливе. Член организации «Аль-Каида» Джамал Ахмед эль-Фадл, арестованный ФБР за участие в бомбежках посольств США в 1998 г., признал, что его организация стала проявлять активность в Азербайджане еще в 1989 г.» («Транскаспийский проект», 03.10.2000).
В начале девяностых из Афганистана в Баку перебрался террорист Хаттаб, вступивший в Карабахе в контакт с боевиками Басаева. Хаттаб находился в Баку 15 мая 1992 г., когда республику посетили премьер-министр Турции Сулейман Демирель и лидер ультранационалистических «Серых волков» Тюркеш. В тот день он встречался с Эльчибеем и обсуждал с ним вопросы прихода последнего к власти в Баку.
В декабре 1992 г. Джавадов уже в должности замминистра МВД Азербайджана вылетел в Афганистан на встречу с лидером Исламской партии Афганистана, новым премьер-министром Гюльбеддином Хекматияром и Рашидом Дустумом, организовавшим в апреле 1992 г. кабульский переворот, приведший моджахедов к власти. Результатом этих встреч стало прибытие на Карабахский фронт весной 1993 г. около 1000 афганских моджахедов. Весной 1993 г. в Азербайджане назревал внутриполитический кризис, обусловленный удачным февральским контрнаступлением армянских сил в северном направлении. В тот период моджахеды откровенно осуждали нерешительность военного командования и руководства республики, некоторые из них утратили «мотивацию» участия в джихаде.
«Афганцев откровенно боялись и сами азербайджанцы. Моджахеды могли забрать любую понравившуюся им вещь. Если кто-то по этому поводу пытался роптать, душман начинал многозначительно снимать с плеча автомат . Ветераны Афгана в присутствии духов вынуждены были скрывать свое боевое прошлое. У нас служил «афганец» по прозвищу Кандагар. Кто-то назвал его так при моджахедах. Услышав знакомое название, духи насторожились. Наступила долгая зловещая пауза . Нам стоило больших усилий успокоить «братьев по оружию». Моджахеды были еще менее управляемы, чем отряды наших «удельных князей». Никто не мог заставить их идти в бой, если им этого почему-то не хотелось» (Журнал «Солдат удачи», 1999, N8 и 1999, N9-10 (материалы «Американский командос в Карабахе» и «Последний бой ОПОНа». Из воспоминаний Александра Круля, одного из бывших бойцов азербайджанского ОПОН-а).
События начала апреля 2016 на границе Нагорно-Карабахской Республики очередной раз подтвердили тесную связь между Азербайджаном и международной террористической сетью.
В данном контексте Армия Обороны НКР становится одним из ключевых и основных звеньев в вопросе сдерживания террористической угрозы на всем Кавказе. По сути, в период активной военной фазы начало апреля, Армия Обороны смогла уничтожить превосходящие силы противника, состоящие из различных террористических групп. Армия Обороны предотвратила проникновение и укрепление международного терроризма на рубежах Южного Кавказа. Фактически Азербайджан уже открыто становится плацдармом для укрепления террористических сил, с целью дальнейшего проникновения на север, в сторону России и на юг, в сторону Ирана. Дестабилизация на границах России и Ирана сразу может отразиться, как на ситуации в Сирии, так и в целом на всем Ближневосточном регионе.
Таким образом, признание Нагорно-Карабахской Республики, в ее нынешних границах, со стороны всех государств заинтересованных в противодействии международному терроризму, является важным и необходимым шагом. Промедление в данном вопросе отразится в перспективе на региональной стабильности и станет поводом для проникновения террористической угрозы на территории сопредельных государств.
Армия Обороны НКР является единственным сдерживающим фактором для террористической угрозы и объективно становится ключевым звеном в антитеррористической коалиции, как на региональном, так и на международном уровне.