В США до старта «суперфинала» президентской гонки осталось меньше пяти месяцев. Праймериз еще не завершен, однако имена фаворитов уже известны – республиканец Дональд Трамп и демократ Хиллари Клинтон. В случае номинации на партийных съездах Трамп и Клинтон разыграют в ноябре кресло 45-го лидера Белого дома. Одним из важнейших факторов на всеобщих выборах станет этно-лоббистский компонент. Кандидаты будут стремиться добиться поддержки со стороны ведущих этнических диаспор, обладающих серьезными электоральными и финансовыми ресурсами. Основная борьба на этом фронте развернется за ирландскую, еврейскую и армянскую диаспоры. Данные этнические группы представляют высокий интерес по причине компактного сосредоточения в ключевых штатах и высокого уровня институциональной организованности, пишет Forbes.
Американские армяне поддерживают представителей Демократической партии. Это обусловлено исторической памятью и особенностями формирования первых армянских общин в Соединенных Штатах. Лидеры армяно-американских организаций всегда имели тесные контакты с высокопоставленными демократами в Конгрессе и Белом доме. Американские армяне прекрасно помнят, что именно администрация президента-демократа Вудро Вильсона приняла закон о «Ближневосточной помощи», благодаря которому многие армяне получили шанс начать жизнь заново. Лишь в 2012 году ведущие проармянские организации объявили, что не станут поддерживать демократа Барака Обаму на переизбрание в связи с нарушением предвыборного обещания признать геноцид армян. Отказ Обамы выполнить это обещание привел к тому, что американские армяне перестали доверять демократам.
Хиллари Клинтон на протяжении десяти лет поддерживала устремления армянской общины в отношении принятия закона о признании геноцида, а также желание укрепить армяно-американские отношения. Она последовательно выступала в качестве коспонсора многочисленных проармянских резолюций в Сенате, принимая участие в диаспоральных форумах и собраниях. Однако, будучи госсекретарем США во время первого срока Обамы, Клинтон в ходе слушаний в Конгрессе избегала употребления термина «геноцид». Но, в отличие от Обамы, она не полностью исчерпала кредит доверия общины. Очевидно, что Клинтон использует вопрос геноцида во время ноябрьских выборов в Калифорнии, где армянское лобби имеет серьезный политический и экономический вес. В случае выбора между Трампом и Клинтон, прагматичная ставка будет сделана на Хиллари. Американские армяне понимают, что она – единственный кандидат, имеющий большой опыт работы с армянской диаспорой Америки и, в отличие от своих конкурентов, она знает тонкости карабахского конфликта.
Вместе с тем наиболее влиятельные американские политики армянского происхождения – губернатор Калифорнии Джордж Дюкмеджян, конгрессмены Стив Дерунян и Чарльз Пашаян — были членами Республиканской партии. Более того, именно с президентами-республиканцами связаны наиболее серьезные достижения армянского лобби. Так, Рональд Рейган был и остается единственным президентом США, использовавшим термин «геноцид», описывая события 1915-1923 гг. Именно в период президентства Джорджа Буша-старшего армянские лоббисты сумели добиться выделения для Армении и Карабаха крупной безвозмездной помощи. Очевидно, что республиканцы внесли серьезный вклад в формирование и развитие армянского лобби в США. Однако сегодняшние кандидаты от Республиканской партии не имели никаких контактов с проармянскими группами интересов, что также делает Хиллари Клинтон безальтернативным кандидатом.