Депутат парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении Самвел Фарманян считает «слабым» и «не делающим чести нашей стране» заявление Министерства иностранных дел Армении в ответ на пятничное заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой в связи с установкой памятника Гарегину Нжде в Ереване, пишет «Радио Азатутюн».
Заявив, что России непонятно, почему в Ереване установлен памятник Гарегину Нжде, Захарова также отметила: «Наше отношение к Великой Отечественной войне все прекрасно знают. Наше отношение к каким-либо формам возрождений, героизации любых проявлений нацизма, неонацизма, экстремизма, тоже все хорошо знают. Это отношение зафиксировано в международных документах. Для нас непонятно, почему установлен указанный памятник, ведь мы все знаем о подвиге армянского народа, это бессмертный подвиг армянского народа времен Великой Отечественной войны, Второй мировой войны».
Бронзовый памятник Нжде, идеи которого легли в основу идеологической платформы правящей Республиканской партии Армении, был торжественно открыт в центре Еревана, на площади, прилегающей ко второму корпусу здания правительства, 28 мая, в День Первой Республики. В церемонии принимали участие многочисленные представители властной элиты страны во главе с президентом Армении Сержем Саргсяном.
Армянский государственный и военный деятель и мыслитель, герой армянского национально-освободительного движения начала XX века, основатель идеологии и движения «Цегакрон», проповедовавших защиту национальной идентичности армянского народа, Гаренгин Нжде, благодаря деятельности которого провалился турецко-большевистский план по насильственному присоединению к Азербайджану Зангезура по примеру Нагорного Карабаха и Нахиджевана, подозревался в тайных связях с нацистской Германией и в 1944 году, после вступления советских вооруженных сил в Болгарию, был арестован, а затем приговорен к 25 годам лишения свободы и скончался в заключении. Спустя десятилетия после смерти, 30 марта 1992 года, Нжде был оправдан прокуратурой независимой Республики Армения.
Пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян в субботу на своей странице в Facebook оставил запись на русском языке, связанную с установкой памятника Нжде, в которой, в частности, подчеркнул, что Нжде организовал оборону территорий Армении, в том числе Зангезура. Однако в заявлении пресс-секретаря внешнеполитического ведомства Армении не было какого-либо упоминания о вышеотмеченном комментарии Захаровой. Мишенью его критики стал исключительно Азербайджан. «Нет ничего непонятного в том, почему открытие нового памятника генералу Нжде вызвало в Азербайджане очередную бурю заказных публикаций, являющихся прямым следствием неоднократно озвучиваемых главой Азербайджана претензий на территории Республики Армения», — написал Тигран Балаян.
«Это заявление нашего Министерства иностранных дел меня категорически не удовлетворяет. Очень беззубое, очень слабое заявление, я с сожалением это констатирую и уверен, что в том же МИД России не возрастет уважение к нам в результате подобного заявления», — отметил Фарманян, тем не менее, подчеркнув, что это заявление – скорее следствие политического решения. «Я уверен, что эта ошибка будет исправлена», — добавил он.
Фарманян также подверг критике официального представителя МИД России, отметив, что вопрос установки памятников в Армении не входит в компетенцию какого-либо чиновника России, в том числе Захаровой и ее непосредственного начальника Сергея Лаврова.
«Я считаю, что и мы как парламентарии, и Министерство иностранных дел должны направить г-же Захаровой и ее непосредственному руководителю соответствующий мессидж, потому что подобные неуместные, некомпетентные и необдуманные заявления, если даже они подспудно решают совершенно иные задачи, по большому счету, внутри армянского общества постепенно вызывают более глобальные вопросы о существующих отношениях в целом», — сказал депутат-республиканец.