Американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик заявил, что примет участие во встрече Саргсян-Алиев, которая состоится 20-го июня в Санкт-Петербурге. Уорлик заявил, что ожидает продолжения в вопросе договоренностей, достигнутых во время встречи в Вене, в частности, в вопросе внедрения механизмов сохранения перемирия. Также в этой встрече примет участие и сопредседатель Минской группы от Франции Пьер Андрие, который тоже выразил надежду на прогресс в урегулировании конфликта.
Встречу в Санкт-Петербурге инициировала Россия. Это обстоятельство вызвало ряд вопросов, связанных с тем, является ли Санкт-Петербург, так сказать, сепаратной инициативой. Эти вопросы углубило заявление пресс-секретаря ОБСЕ о том, что ОБСЕ не будет участвовать в организации этой встречи. В соответствии с этим, общество попыталось понять: отказывается ли ОБСЕ от Санкт-Петербурга, или речь идет просто об участии в организации?
В первую очередь, конечно, ключевым было то, как относятся остальные сопредседатели Минской группы к встрече в Санкт-Петербурге. И вот, обстоятельство участия Уорлика показывает, что если даже и было сепаратное намерение России, тем не менее, американская сторона не допустила этого, и присутствие Уорлика означает, что, во-первых, то, что Соединенные Штаты не умывают руки от Санкт-Петербурга, и, во-вторых, что процесс урегулирования Карабахского конфликта вообще в смысле, так сказать, курирования, не возвращается в рамки российского доминирования. Такое впечатление было от заявления канцлера Германии Ангелы Меркель, которая несколько дней назад в Берлине говорила о важной роли России, и после этого стало известно, что Путин в Санкт-Петербурге организовывает встречу Саргсян-Алиев.
Само по себе это обстоятельство уже приветствуемо с точки зрения армянских интересов, исходя из той реальности, когда известно, какое видение урегулирования имеет Москва, как бы ни называлось это видение – план Лаврова, Казанский план и так далее. Если Москва с таким видением становится диктующей, то это для Еревана чревато довольно серьезными опасностями и единственной надеждой останется то, что Азербайджан проявит жадность и будет постоянно требовать больше, чем предлагает Москва. Хотя, судя по характеру российско-азербайджанских отношений, судя по отношению России к Армении, никогда не нужно удивляться тому, что однажды Россия будет готова предложить Азербайджану даже весь Карабах.
Во всяком случае, в этом вопросе, конечно, уже строго неопределенны пределы возможностей Москвы. Другое приветствуемое обстоятельство – это то, что американский сопредседатель подчеркивает обстоятельство продолжения Венского процесса. Дело в том, что повестка дня Вены – внедрение механизмов перемирия – это то, что в настоящее время нужно Армении и Арцаху. Более того, одним из вопросов, возникших после заявлений о встрече в Санкт-Петербурге, было то, не является ли эта встреча ответом на встречу в Вене, которую пытается организовать уступившая там инициативу Россия. Американский сопредседатель, кажется, открытым текстом говорит, что США не допустят отклонения процесса от Вены.
Безусловно, это не значит, что гарантировано продвижение внедрения механизма перемирия, но, по крайней мере, то, что США не проявляют безразличие, и предпринимают шаги, чтобы не допустить отклонения от Вены, с точки зрения армянских интересов, уже обнадеживает.
Конечно, в любом случае, все зависит от того, насколько армянская сторона в состоянии продвинуть собственные интересы, и не надеяться только на ситуацию, когда только США смогут приостановить нежелательные инициативы России, исходя из своих интересов. Поэтому, несмотря на то, что в этом случае интересы Армении и США совпадают, тем не менее, Армения не может считать себя безопасной, надеясь только на российско-американские разногласия, и на то, что США не позволят России реализовать свои планы. По всей вероятности, именно это обстоятельство также подвигло Азербайджан на то, чтобы предпринять шаг, содержащий некоторые элементы шантажа.
Баку объявил о начале военных учений с 19 июня в Нахичеване и на границе с Арцахом. Конечно, едва ли это может свидетельствовать о какой-либо провокации, подготавливаемой Азербайджаном, иначе Баку лишний раз не привлек бы к себе внимания. Однако с учетом того, что здесь он может пользоваться поддержкой России, которую в Санкт-Петербурге не оставили одну, то возможно все. И в этом плане Армения должна преумножить уровень бдительности. И не только это. Очевидно, что нужно преумножить и политическую инициативность, и не надеяться на только лишь благоприятное развитие событий. Конечно, в любом случае все зависит от того, насколько сама армянская сторона в состоянии продвигать собственные интересы и не надеяться на ту ситуацию, когда только США смогут предотвратить нежелательные инициативы России – исходя из собственных интересов. Потому что, несмотря на то, что в данном случае интересы США и Армении совпадают, тем не менее, Армения не может чувствовать себя в безопасности – возлагая надежду на российско-американские разногласия, и надеясь, что США не позволят России реализовать свои планы.
В конечном счете, как бы для армянской стороны не была предпочтительнее идея внедрения механизмов перемирия и венская повестка дня, тем не менее, из повестки дня не выходит вопрос относительно того, не требуется ли от Армении что-то взамен на внедрение этих механизмов?
Источник: 1in.am