В 1995 году была принята первая Конституция независимой Армении. Это стало первым экзаменом на демократию, который она не сдала. С таким заявлением на встрече с журналистами 5 июля выступил глава Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян, добавив, что именно по этой причине он не считает 5 июля праздничным днем. «Я тогда сам лично слышал, как звонили из Капана, говорили, что всего 20 с чем-то процентов набрано, не доводите эти цифры до 70. Именно в таких условиях принималась Конституция», — напомнил Ишханян.
По его словам, хотя и провозглашено, что мы имеем отношения гражданин – власть, на самом деле в Армении имеют место отношения власть – подданные: «По этой причине меня не интересует, что написано во второй главе Конституции. Во второй главе провозглашены наши права и свободы. Как в фильме о мертвых поэтах, я вырываю вторую главу Конституции. Меня интересует то, как власти формируются».
Касаясь того, что, согласно последним конституционным реформам, Армения переходит на парламентскую модель правления, правозащитник подчеркнул: «Если ранее мы имели судебную систему, зависящую от президента, то завтра будем иметь систему, зависящую от партии».
В ответ на замечание депутата от правящей Республиканской партии Армении Левона Мартиросяна о том, что новым Избирательным кодексом решена проблема обнародования подписанных списков избирателей, Ишханян заметил: «Если общество справедливое, есть взаимное доверие, то выборы можно проводить белыми и черными фигурами, и никто не будет сомневаться в их законности. Если есть элемент доверия, то выборы можно проводить даже по телефону или при помощи компьютера. Если у нас будет даже самый лучший кодекс, в нынешней Армении все равно итоги выборов будут сфальсифицированы».