Домой Армения Иран-Армения-Грузия-Евросоюз: в Софии обсудят создание нового транспортного коридора

Иран-Армения-Грузия-Евросоюз: в Софии обсудят создание нового транспортного коридора

215
0

Иран-Армения-Грузия-Евросоюз: в Софии обсудят создание нового транспортного коридора12−13 июля в Софии состоится встреча представителей Армении, Болгарии, Грузии, Греции и Ирана, посвященная созданию транспортного коридора, который соединит Персидский залив с Черным морем и даст возможность иранским товарам поступать в Европу. Идеи транспортного коридора между Ираном и Арменией озвучивались неоднократно и ранее, однако чаще это касалось все-таки железной дороги, которая должна была соединить ИРИ с Грузией, а в перспективе, в случае решения вопроса с Абхазией, — выйти и на Россию. К сожалению, этот проект является на данный момент тупиковым, что в итоге было де-факто признано его вдохновителями — армянская часть дороги стоит баснословных средств — около $ 3,5 млрд, а Абхазия и Грузия не в состоянии договориться о пропуске железнодорожных составов через границу. Таким образом, единственной возможностью всерьез заговорить об Армении как о стране-транзитере иранских товаров стала автотрасса.

Если ранее речь шла о введении в строй дороги Мегри-Вайоц Дзор-Севан, с дальнейшем выходом на грузинский Поти, откуда товары должны доставляться через Черное море на пароме, то сейчас имеется и альтернативный вариант — Мегри-Вайоц Дзор-Ерасх. Из последнего города грузы будут доставляться до Поти по железной дороге, связывающей Армению и Грузию. Новое направление сокращает путь грузовиков примерно на 60 километров и увеличивает скорость циркуляции товаров. Ожидается также, что данная транспортная артерия окажется более дешевой, чем путь, включающий в себя Азербайджан и Турцию, которым уже пользуется иранская сторона для отправки своих грузов. Об этом, в частности, говорил министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян. В настоящее время активно обсуждаются и частично реализуются технические аспекты нового проекта, а его участники в Софии постараются согласовать политическую часть мероприятия. Надо отметить, что иранская сторона ранее, только освободившись от санкций, заявляла о желании обойти Турцию как страну-транзитера в ходе реализации своей продукции в Европе. Как альтернатива уже называлась Армения. Позже президент Ирана Хасан Роухани отмечал оправданность выбора именно армянского направления для транспортировки иранских грузов на Запад, т.к. Армения, в отличие от Азербайджана и Турции, не имеет с Исламской Республикой каких-либо политических проблем. В то же время обострение отношений между Тегераном и Анкарой по Сирии и перманентная напряженность между ИРИ и Азербайджаном заставляет иранских политиков и бизнесменов все чаще обращать свой взор на Армению.

И это, несмотря на то, что страна пока не имеет достаточной инфраструктуры для пропуска сколько-нибудь серьезных партий иранских товаров, а пропускная способность пролегающего через Азербайджан коридора Европа-Кавказ-Азия составляет 25 миллионов тонн грузов в год. Учитывая все это, есть смысл задать определяющий вопрос — кто же заплатит за столь важную транспортную артерию в не имеющей особых средств на масштабные проекты Армении? Общая стоимость новой инфраструктуры доводится экспертами до $ 1 млрд, из которых $ 150 млн в качестве кредита дает Евразийский банк развития, $ 60 млн — Европейский инвестиционный банк и более $ 500 млн — Азиатский банк развития. Таким образом, в целом средства изысканы, и проект обещает успех. А присоединение к нему приморских Болгарии и Греции укрепляет позиции новой транспортной артерии и в Европе — там, куда она и должна быть направлена.
В некотором роде косвенным свидетельством радужных перспектив грядущего проекта является истеричная реакция на него со стороны азербайджанских СМИ и политической элиты. Так, глава пресс-службы ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Надир Азмамедов в недавнем интервью заявил, что «Иран и Армения никак не смогут оставить Азербайджан в стороне от транспортных проектов в регионе. Азербайджан за последние годы реализовал столько различных проектов, что никакие другие проекты в регионе не могут с ними конкурировать». Насчет объемов господин Азмамедов выразился верно, однако все течет, все меняется — особенно, учитывая последние настроения иранской политической элиты. Совсем недавно бывший депутат Меджлиса ИРИ Мансур Хакикатпур, занимавший ранее должности в КСИР и даже руководивший в качестве губернатора провинцией Ардебиль, заявил о том, что Иран может в любой момент выбрать в качестве страны-транзитера его грузов Армению, причем сделав ее таковой вместо Азербайджана. Эти слова Хакикатпур произнес в ответ на шумиху в азербайджанском парламенте, последовавшую после либерализации визового режима между ИРИ и республикой Армения. Примечательно, что столь жесткие заявления прозвучали от едва ли не самого главного друга Баку в Иране, ведь Хакикатпур занимал во время войны в Карабахе пост военного советника президента Гейдара Алиева.

Заявление Азмамедова было опубликовано порталом Haqqin.az. На том же ресурсе вышла и весьма обстоятельная статья, анализирующая возможность постройки армянской стороной заявленной магистрали и выхода иранских товаров на европейские рынки именно через Армению. Несмотря на ожидаемое заключение автора о бесперспективности инициативы, он признает желание иранской стороны, а также других участников совещания в Софии, использовать армянское государство как транзитера.
Таким образом, встреча 12−13 июля имеет очень важное значение для каждой из приглашенных на него стран, а также для Турции и Азербайджана. Армения и Грузия, в случае успеха проекта автомагистрали, превращаются в важные транзитные территории, что, несомненно, скажется на их экономическом развитии, а в случае с Арменией — в значительной степени прорвет ее блокаду тюркскими государствами-соседями. Иран получит дополнительный путь экспорта своих товаров в Европу, что особенно актуально для него в свете снятия санкций, а также альтернативу Турции как транзитеру. Болгария и Греция, по большей части тоже транзитные страны, через которые основной поток иранских товаров пойдет в «большую Европу», тоже получат выгоды в виде известных преимуществ и самих товаров, которые вследствие облегчения и удешевления пути, могут оказаться более доступными. Новый транспортный коридор и даже сама возможность его создания являют собой мощный раздражитель для Азербайджана и Турции, однако Исламская Республика Иран логично не может удовлетвориться логистической зависимостью от перманентно недружественных ей государств. Логика событий последнего времени такова, что новому транспортному коридору быть — это диктуют и политические и экономические предпосылки. Вопрос упирается лишь в наличие у участников проекта, причем, ключевых — стран Южного Кавказа, политической воли в реализации данного перспективного проекта.

Антон Евстратов

Bcnjxybr^ EADaily