К 2025 году у Азербайджана едва ли будет больше 10 млрд. куб. м газа в год на экспорт. Об этом говорится в анализе Оксфордского института энергетических исследований (автор: Симон Пирани).
Если не считать поставок с Шах Дениз-2, предназначенных для Турции и Европы, а также 2 – 2,5 млрд. кубометров в год для Грузии, к 2025 году у Азербайджана не будет больших объёмов газа на экспорт, и он продолжит закупать небольшие партии российского газа, чтобы выравнивать свой баланс.
Если добыча в Азербайджане окажется в районе 35 – 36 млрд. в год, тогда свободных объёмов на экспорт останется 3,7 – 4,7 млрд. Заверения в том, что экспорт увеличится до 35 млрд. куб. м в год, за счёт новых газовых месторождений после 2020 года, нужно признать не соответствующими действительности.
Хотя на Шах-Денизе газ будет в ограниченном количестве, небольшие объёмы с него могут попадать на рынок, чтобы восполнить поставки с Шах-Дениз-2. Такое может случиться, если нынешняя конъюнктура на европейском рынке – избыточное предложение и низкие цены на газ – продолжится в 2020-ые годы. Такая вероятность есть, потому что цены снижает конкуренция между российским газом и поставками сжиженного природного газа.
Азербайджанскому газу будет трудно конкурировать в Европе и по цене. Так, по приблизительным оценкам источников в нефтяной индустрии, по Шах-Дениз-2 с доставкой в Италию газ будет стоить $273 – 293 за 1 тыс. куб. м. В том числе стоимость добычи составит $50 – 60, доставка по Южно-Кавказскому газопроводу (к грузино-турецкой границе) – $50; по Транс-Анатолийскому газопроводу (TANAP) до границы с Грецией – $103, доставка в Италию по Транс-Адриатическому газопроводу (TAP) составит $70 – 80.
Для сравнения: при поставках в Турцию себестоимость составит $179 – 189 за 1 тыс. куб. м.
Ожидается, что добыча на Шах-Денизе будет постепенно сокращаться. Поэтому в трубопроводах, которые его обслуживают, в 2024 году появятся свободные мощности в 1 млрд. куб. м в год, а к 2030 году – уже 6 млрд. К 2035 году этот объём дойдёт до 13 млрд. Это значит, что весь экспорт газа из Азербайджана уместится в действующую инфраструктуру, если не считать возможных небольших достроек, связанных с контрактами между Азербайджаном и Турцией.
Поэтому заявления, подобные тому, то сделал министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев, о будущем расширении Южно-Кавказского газопровода до 50 млрд. куб. м в год, просто не внушают доверия. Точно так же трудно представить расширение TANAP до 31 млрд. куб. м.