«Армении, по большому счету, досталась бывшая транспортная территория СССР, которая по Ларсу связывает Армению с РФ, но в регионе происходят изменения, которые чертят новые транспортные маршруты»,- 16 июня на встрече с журналистами в пресс-клубе «Постскриптум» отметил экономист Ашот Егиазарян. По его словам, у таких стран как Армения, не имеющих выхода в море, есть особенности транспортного сообщения, и с этой точки зрения возможностей меньше: «У стран с возможностью выхода в море есть преимущество – у них меньше затрат на транспорт, а Армения тратит. Инвестиционная привлекательность стран, у которых есть выход к морю больше».
Возможно, создается впечатление, что географическое положение является проклятьем, но, по словам экономиста, международный опыт показывает, что проблема разрешима: «Можно развивать транспортную инфраструктуру – железная дорога, автодороги. Можно стать частью интеграционных проектов. Создавать транспортные коридоры со странами, у которых есть выход в море, или же создавать такое производство, которое будет эффективным с точки зрения экспорта. У Армении по части реализации всего этого есть проблемы, она не может построить новую железную дорогу с Ираном из-за российского концессионера. Наши железные дороги неконкурентны даже с автомобильными дорогами». По словам Егиазаряна, Армения и с Грузией не может интегрироваться, так как эта страна не имеет с Ираном правовой базы по политике торговли: «Грузия, как транзитная страна для Армении действует в другом правовом режиме, и это тупиковая ситуация. Баланс внешней торговли Армении отрицательный, внешний долг растет».
По словам экономиста, если перспективные рыки Армении находятся в Европе и на Ближнем Востоке, то средства транспортного сообщения должны быть интегрированы с этими регионами: «Дорога через Ларс является связующим звеном с постсоветской экономической территорией. Армения интегрирована с другими экономическими территориями и живет в «советском режиме», и это тормозит развитие Армении».
Что касается железной дороги Иран-Армения-Грузия-Болгария, которая находится на стадии экспертных обсуждений, то, по словам экономиста, она выгодна ЕС, Ирану и Грузии, а о заинтересованности Армении сейчас говорить трудно, хотя и проект исходит из интересов Армении.
Источник: «Аравот»