Грузинская сторона опровергает информацию о заключении соглашения, согласно которому в Грузию через Армению будет осуществляться «пробный экспорт» иранского газа. Об этом корреспонденту «Новости-Грузия» сообщила замминистра энергетики Грузии Мариям Валишвили.
«Мы как государство не имеем проблем с обеспечением социального сегмента газом, после оформления договора с Азербайджаном. Так что государство на данном этапе не ведет переговоров. Если переговоры ведет частное лицо, оно должно представить договор, в противном случае этот газ не сможет попасть в нашу сеть. Но пока такой информации у нас нет», — заявила она.
Ранее министр нефти Ирана Биджан Зангане по итогам встречи с министром энергетики и природных ресурсов Армении Левоном Йоляном заявил, что Иран заключил соглашение «о пробном экспорте» газа в Грузию через территорию Армении.
Достигнутое министрами соглашение предусматривает, что в течение 20 лет Иран поставит Армении 36 миллиардов кубометров газа с возможным увеличением срока действия договора на пять лет и общего объема поставок до 47 миллиардов.
Заместитель министра энергетики Грузии полагает, что суть данного соглашения была неправильно истолкована.
«Здесь речь идет, наверное, о приграничных, так сказать, физических свопах, что означает, что часть газа, который поступает в Армению из России останется в Грузии, в тоже время газ, поставляемый Грузии, если такой контракт будет, останется в Армении. То есть технически я так представляю на данном этапе реализацию этого. Хотя контракта пока не существует», — сказала Валишвили.
В грузинском министерстве подтвердили, что ранее действительно вели переговоры с Ираном о поставках дополнительных объемов голубого топлива.
По словам Валишвили, соглашение не было достигнуто, поскольку предложенная иранской стороной цена, была выше цены российского газа и газа, поступающего из Азербайджана.
Она также отметила, что на территории Армении не существует независимого трубопровода, по которому Иран сможет прямо поставлять газ в Грузию.
Кроме того, Валиашвили считает, что существующая инфраструктура также не предоставляет возможности поставок иранского голубого топлива в Европу через территории Армении и Грузии.
«Практически это самый короткий путь для иранского газа для достижения на европейский рынок, но трубопроводы, существующие сегодня на территории Грузии и Армении, абсолютно локального характера и имеют ограниченные возможности. Мы проектировали и строили трубопроводы не для осуществления транспортировки иранского газа в Европу», — сказала замминистра.
При этом, Валиашвили отметила, что теоретически возможностm транспортировки газа по территории Азербайджана и Армении есть, однако для реализации такого проекта должна быть коммерческая мотивация.
Министр энергетики Грузии Каха Каладзе в начале этого года заявлял, что Грузия испытывает дефицит газа и намерена увеличить закупки голубого топлива. Переговоры о дополнительных объемах газа велись как с российским «Газпромом», так и с Азербайджаном.
В настоящее время основным импортером газа в Грузию является Азербайджан, который в начале марта согласился увеличить объемы поставок.
Каха Каладзе заявлял, что учитывая рост потребления газа в Грузии, министерство энергетики активно вело переговоры как с Азербайджаном, так и с Ираном. Но предложение азербайджанской госкомпании SOCAR оказалось выгоднее.
Как отмечает грузинский источник, российский газ Грузия не закупает с 2007 года. Грузия получает 10% от общего объема поставок российского газа в Армению в качестве платы за транзит.
Из-за роста потребления газа в Грузии за последние два года возможно появление дефицита голубого топлива. С 2012 года до сегодняшнего дня потребность в газе увеличилась почти на 38%. По сравнению с 2014 годом, потребление природного газа возросло на 19%.