Ровно восемь лет назад в эти дни на Кавказе происходили жаркие военные действия, которые, по сути, изменили геополитический ландшафт всего региона.
Именно вследствие пятидневной российско-грузинской войны Карабахский конфликт, который до этого считался ключом к разрешению всех конфликтов на Южном Кавказе, по сути, остался единственным нерешенным конфликтом Южного Кавказа. После четырехдневной апрельской войны, сегодня, как никогда, вновь главным вопросом повестки стало урегулирование конфликта, однако есть ли вообще какие-либо перспективы в Карабахском вопросе, или же оптимистические заявления в связи с очередной активизацией и конструктивной атмосферы всего лишь являются очередным проявлением правил жанра? Трудно заметить те грани урегулирования конфликта, которые делают достаточно видимым те столкновения интересов и разногласия, которые есть у трех геополитических центров – США, России и Европы в вопросе региональной политики и в особенности по части Карабаха. С другой стороны, новое сближение России и Турции поставило западных игроков перед новыми вызовами.
Это разнообразие интересов делает практически невозможным достижение какого-либо соглашения. С другой стороны, это разнообразие интересов подтверждает, что нет возможности любой ценой урегулировать проблему. Просто, каждая из вовлеченных сторон пытается сделать все возможное для достижения благоприятного для себя результата. И в этом смысле, пожалуй, было бы заблуждением считать, что поставлена задача любой ценой урегулировать Карабахский конфликт. Для этого должно быть согласие всех видимых или невидимых вовлеченных центров. Но этого согласия не может быть, так как у каждого есть свое представление об урегулировании конфликта, и эти представления не основаны на гуманистических и миротворческих устремлениях, а их всего лишь диктует выгода этих центров.
То, что война будет, казалось бы, не дает повода для сомнений, то, что не будет тотальной войны и нет также и решения любой ценой урегулировать проблему, это вовсе не означает, что существующие реалии – попросту имитация. Дело в том, что за последние 10-15 лет дача положительных ответов на все предложения, звучащие в связи с урегулированием Карабахского конфликта, выражение готовности на уступки – в надежде, что все равно столкновение интересов сверхдержав не позволит их реализовать, а вместо этого для Армении обеспечит имидж миротворческого и конструктивного государства, – все это привело к крайне опасным и бесперспективным последствиям, решив всего лишь задачу по укреплению позиций власти, но не государства, поставив государство перед фактом. Что должно произойти, если вдруг на данном этапе сближения Россия-Турция сверхдержавы будут вынуждены прийти к соглашению вокруг какого-либо варианта урегулирования? Ведь насколько Кавказ важен сам по себе, но он – всего лишь часть мира, следовательно, и одно звено в цепи интересов сверхдержав. То есть, в конечном счете решения касательно этого звена принимаются в логике позиции по отношению ко всей цепи в целом.
Источник: 1in.am