Попытки Кремля укрепиться как региональная держава с помощью Турции и Ирана объяснимы, но предпринимаемые шаги мало похожи на эффективные меры, направленные на дальнюю перспективу. Заметно ослабев от санкций Запада, Москва конечно может попробовать увеличить экономическую активность с указанными странами, но привлечь третьи страны в общие проекты маловероятно. Об этом пишет в аналитической статье «Коридоры Ирана и игра Москвы» украинского издания UA-Report.
Тезисы мол — коридор «Север-Юг» является альтернативой Суэцкому каналу, ни что иное, как попытка подогреть интерес к происходящему. Трудно представить заинтересованность Индии и тем более Китая поставлять свою продукцию в Финляндию (в страну Евросоюза) через Иран-Азербайджан-РФ. Как Китай, так и Индия благополучно поставляют свою продукцию уже существующими транспортными каналами, а при серьезном увеличении спроса, они будут искать более приемлемые пути как для себя, так и для Европы.
ЕС неоднократно заявлял о стремлении диверсифицировать поставки энергоносителей, а тут им пытаются навязать поставки другой продукции через территорию РФ. Очевидно, что все эти инициативы натолкнутся на серьезное противодействие Брюсселя. В ЕС уже обеспокоены из-за возобновления переговоров по проекту «Турецкий поток». Какой реакции можно ожидать в отношении других амбициозных планов Москвы — нетрудно догадаться. Тут стоит добавить, что цели Москвы и Анкары совпадают, обе страны оказались в международной изоляции, обеим необходимо подчеркнуть свою значимость для геополитических полюсов.
На события прошлой недели необходимо смотреть под другим углом, а именно как большую игру Тегерана, и вовсе не Москвы.
Иран сегодня реально занимается диверсификацией своих поставок в Европу, и именно эта страна после снятия санкций имеет потенциал на увеличение объёмов своего экспорта. Как страна известная мощной дипломатией, Иран четко демонстрирует свои планы и пути их достижения, с учетом заинтересованности других стран. Очевидно, что коридор «Иран-Армения-Грузия-Черное море-Европа» представляется самым коротким и безопасным путем, но это лишь одна артерия, хоть и самая перспективная. С учетом заинтересованности Тегерана также в укреплении экономических связей со странами ЕАЭС, Иран рассматривает и другие коридоры, как уже указанный «Север-Юг» через Азербайджан в РФ. Это артерия, если она когда нибудь будет функционировать, больше подходит для укрепления двусторонних связей со странами Евразийского экономического союза и соседнего Азербайджана.
На фоне вышеперечисленного становится очевидно, что Тегеран всерьез занимается диверсификацией путей доставки своей продукции, а усилия Кремля направлены на демонстрацию присутствия в новых реалиях.
Политико-экономическая ситуация последних двух лет показывает, что санкции Запада достигли своей цели, и шаги Москвы являются лишь попыткой вырваться с геополитической обочины.