Экс-президент Армении Роберт Кочарян рассказал в интервью армянской службе Радио Свобода о деталях переговорного процесса по карабахскому урегулированию с его участием.
«Во время 10 лет моего президентства только раз, в Ки-Уэсте, мы были реально близки к подписанию документа, что не произошло из-за отказа Азербайджана, фактически уже во время церемонии подписания. Это было пакетное и всеобъемлющее урегулирование, в основе которого было присоединение НКР к Армении и подразумевало возвращение территорий, а также применение комплексных мер в направлении обеспечения безопасности», — отметил Кочарян.
По его словам, потом появились «Мадридские принципы», которые были лишь частично приемлемы для армянской стороны, поскольку в них признавалось право НКР на самоопределение.
«Но этот документ был предназначен не для подписания, это были принципы, которые, по мнению посредников, должны были стать основой для будущего соглашения. На основе этих принципов посредники попытались создать соглашение об урегулировании, однако это соглашение никогда не было близко к подписанию», — подчеркнул второй президент Армении.
Он добавил, что одновременно, в те годы Армения интенсивно развивалась, обошла Азербайджан как в плане реформ, так и в плане внешнеполитической активности и вела переговоры, будучи уверенной, что способна нейтрализовать любые попытки военного решения конфликта.
«Но все это было 10 лет назад. Действия Азербайджана, степень его агрессивности, уровень доверия были совсем иными. Тогда не было прославления преступника, обезглавившего армянского офицера в Будапеште, не было апрельской войны, а перемирие было основано на балансе сил, частью которого были контролируемые территории», — сказал Кочарян.
По его словам, очевидно, что «Мадридские принципы» в их прежнем виде уже не отвечают новым реалиям и нуждаются в пересмотре, прежде всего, в контексте усиления гарантий безопасности, уточнения сроков проведения референдума и в этой связи возврата территорий.
«Например, неотъемлемой частью соглашения может стать: восстановление военного баланса, твердые и контролируемые договоренности между сторонами и международным сообществом о сохранении этого баланса, по крайней мере, на протяжении 25 лет», — отметил Кочарян.
Вместе с тем он подчеркнул, что не знаком с последним вариантом предложения посредников по урегулированию, поэтому считает некорректным обсуждение самого документа.
«Однако, судя по заявлениям должностных лиц противоборствующих сторон, а также многочисленным публикациям проправительственных СМИ, у сторон готовность пойти на компромиссы крайне несоразмерна», — отметил экс-президент, добавив, что у армянской стороны такая готовность чрезмерно акцентирована, в то же время, в Азербайджане по принципиальным для нас вопросам нет даже намека на то, чтобы пойти на компромисс.
По его мнению, такая ситуация вызывает возмущение общественности в Армении и в Арцахе, вызывая негативные ожидания от переговоров, и может стать причиной пораженческих настроений.
«Я много раз говорил по этому поводу, и мое мнение не изменилось. Независимость НКР и наличие общей границы с Арменией не могут быть предметом торга. При этом, апрельская война должна ужесточить наши подходы к урегулированию, а не ослабить их, поскольку увеличиваются будущие риски каких-либо уступок», — сказал Кочарян.
«Повторюсь: в первую очередь, при гарантиях безопасности и с жесткой увязкой референдума с возвращением части контролируемых территорий. С учетом нулевого уровня взаимного доверия нужно исключить неопределенности, а также возможность сторон свободно интерпретировать какой-либо пункт будущего соглашения», — добавил он.
Роберт Кочарян занимал пост президента Армении с 1998 по 2008 годы.