Специальный корреспондент французского издания «Le Figaro» Жан Луи Трамбле посетил Карабах в рамках празднования 25-летия провозглашения независимости НКР. Своими впечатлениями от поездки он поделился в статье под названием «Бако Саакян. Президент на передовой линии».
«Арцахпресс» представил вниманию своих читателей репортаж французского журналиста с некоторыми сокращениями.
«Президент самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян был участником войны за независимость страны (1991-1994 годы). В апреле 2016 года этот армянский анклав сумел противостоять нападению азербайджанских вооруженных сил, однако режим прекращения огня слишком шаткий…
2 сентября 2016 года, город Степанакерт. Мы в Степанакерте – столице самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики. Для празднования торжеств по случаю 25-летия провозглашения независимости Арцаха эта маленькая страна с населением в 150 тысяч человек выбрала мемориальный комплекс, посвященный погибшим азатамартикам.
Официальную делегацию возглавлял Бако Саакян, президент непризнанного международным сообществом Нагорного Карабаха. Эта личность скромная и даже таинственная, что естественно для человека, который до того, как стать президентом, занимал разные посты: в 1999-2001 гг. он был министром внутренних дел, а в 2001-2007 гг. – главой Службы национальной безопасности.
Арцах является площадкой одного из «замороженных конфликтов», вспыхнувших в результате распада Советского Союза. Страна, в которой 95% населения являются армянами (христианами), никак не могла смириться и не смирится с тем, что в 1921 году эта территория решением Москвы была насильно включена в состав мусульманского и тюркоязычного советского Азербайджана. После безрезультатного запроса о воссоединении с Арменией в 1988 году, Арцах в 1991 году объявил о своей независимости, что и стало причиной начала вооруженного конфликта с Азербайджаном. При содействии Армении и Диаспоры (для 7 млн. армян, проживающих в разных уголках мира, этот оазис представляет такую же ценность, что и символ всего армянства – гора Арарат) Нагорному Карабаху удается обеспечить себе дорогу, соединяющую его с Арменией (Лачинский коридор).
СМИ, кажется, забыли об Арцахе, являющимся очагом войны (в то время в центре внимания международного сообщества была бывшая Югославия). В навязанной арцахцам войне было зафиксировано 30 тысяч жертв, из которых 6 тысяч были армянами, а 24 тысяч – азербайджанцами. В конце концов, было подписано перемирие. Но и по сей день обе стороны внимательно контролируют друг друга на линии соприкосновения. Минская группа (США, Россия и Франция), созданная по инициативе ОБСЕ, взяла на себя миссию по переговорам, пытаясь найти какое-либо мирное решение для обеих сторон.
Однако в апреле этого года война между двумя сторонами возобновилась с новой силой. ВС Карабаха понадобилось 4 дня для того, чтобы остановить азербайджанскую агрессию (были применены бронемашины, артиллерия и военные вертолеты). В эти фатальные дни президент Карабаха своим образом спартанца внушает уверенность народу.
Кстати, президент Карабаха, который родился в 1960-м году в Степанакерте, несмотря на то, что прошел обязательную воинскую службу в советской армии, будучи по профессии мастером-реставратором исторических памятников, абсолютно не владел военным искусством. Однако за период борьбы за существование Арцаха он стал военным деятелем. Конфликт 1991-1994 гг. раскрыл лидерский талант Бако Саакяна.
В одном из блиндажей Агдама солдат, защищающий границу, признался: «Наш президент всегда вел борьбу за независимость, он и физически находился на полях битвы, и мы уверены в том, что он это продолжит, без колебаний и бескомпромиссно». И подтверждением этих слов является то, что единственный сын Бако Саакяна, отец двоих детей, является военнослужащим Армии обороны Арцаха».