Все договоренности по карабахскому урегулированию должны быть пересмотрены, сказал в четверг журналистам заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.
Он отметил, что по сути венские и санкт-петербургские договоренности по Карабаху не были осуществлены, именно это и является причиной того, что в реальности в переговорном процессе не может быть прогресса.
16 мая в Вене президенты Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев встретились в присутствии глав внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. 20 июня в Санкт–Петербурге состоялась трехсторонняя встреча президентов Армении, России и Азербайджана.
Кочарян подчеркнул, что в рамках данных договоренностей на данный момент обсуждается только вопрос закрепления режима прекращения огня, прекращения диверсий со стороны Азербайджана, усиления возможностей мониторинговой группы ОБСЕ, без которых невозможно говорить о переговорном процессе.
Замминистра отметил, что другим очень важным аспектом является то, что Мадридские принципы представляют собой взаимные уступки, в том числе, вопросы территорий и статуса.
«Однако после апрельской военной агрессии со стороны Азербайджана уже необходимо серьезно обдумать все эти аспекты. В свое время были очень серьезные уступки в виде согласия принять за основу Мадридские принципы, предусматривающие отложенный референдум, поскольку тогда сопредседатели вполне серьезно обосновали причины отложенного референдума, чтобы власти Баку могли подготовить свой народ к неизбежной мысли, что Карабах не будет в составе Азербайджана. Однако они использовали данное время в прямо противоположном направлении», — сказал Кочарян.
Как считает замминистра, назрел момент, когда следует серьезно пересмотреть все предыдущие договоренности, подчеркнув при этом, что прогресса в переговорах не будет без реализации венских и питерских договоренностей.
«Мы всегда обсуждали различные предложения, но сегодня есть лишь один документ, который две из трех стран конфликта приняли как основу для переговоров и это Мадридский документ, все остальное были на уровне обсуждений, переговоров. В данном аспекте необходимо исходить из той реальности, что документ приняли за основу лишь Армения и Азербайджан, а Карабах его не принимал как основу», — сказал Кочарян.