Недавнее интервью американского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Джеймса Уорлика информационному агентству «Интерфакс», удостоившееся в Азербайджане и Армении диаметрально противоположных оценок, было призвано подтвердить тот факт, что сложившаяся патовая ситуация в Карабахском переговорном процессе в ближайшие месяцы не будет преодолена ни мирными, ни военными средствами. Это свидетельствует о том, что противоборствующие стороны отошли на свои «исходные позиции» и думают только о последовательных шагах по их защите. Необходимость отказа от компромиссов Азербайджан оправдывает уже избитым «аргументом» о территориальной целостности, а Армения заменила обращавшуюся несколько месяцев тезу об исключении односторонних уступок на позицию «ни пяди земли».
Тогда как американский сопредседатель не открыл ничего нового по ситуации в переговорном процессе и перспективах его развития. Он попросту повторил известные Мадридские принципы, лежащие на столе переговоров уже много лет, обобщив их следующим образом: «Карабахское урегулирование предполагает возвращение части территорий Азербайджану в обмен на статус Нагорного Карабаха». Этот дипломатический пассаж можно интерпретировать в контексте не региональной, а глобальной политики, рассматривая его как попытку разрешить конфликт усилиями двух сверхдержав. Вполне возможно, если бы не был очевидным тот факт, что ни Соединенные Штаты не имеют сейчас времени заниматься Карабахом, ни Россия – особого желания. Первые сейчас впервые в своей истории стоят перед самыми сложными и непредсказуемыми президентскими выборами, поэтому на нынешнем этапе они хотели бы в равной степени разделить ответственность с Москвой, если та не будет использовать урегулирование конфликта для одностороннего укрепления своих позиций на постсоветском пространстве. А Москва, в свою очередь, прекрасно понимает, что предоставляемая ей роль «флагмана» в Карабахском вопросе является хорошо продуманной замаскированной ловушкой, увязнув в которой «руками и ногами», она так и не сможет заполучить Азербайджана, но может потерять Армению.
Таким образом, основное внимание российской дипломатии и других структур направлено на восстановление утраченных в последние шести месяцев позиции в Армении. А это предполагает осуществление целого комплекса мер для увеличения рычагов своего влияния на внутреннее положение нашей страны. Точно такую же политику, но с другого конца, начали осуществлять и Соединенные Штаты, но не в Армении, а в Азербайджане. Об этом свидетельствует вновь поднятая тема о нарушении нарушения прав человека в Азербайджане – выступлением с публикацией 9 сентября в «Вашингтон пост» двух высокопоставленных чиновников США – Дэвида Крамера и Ричарда Козларича, и последующими обсуждениями в парламенте.
Вардан ГРИГОРЯН