Анна Кочарова, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Легендарная московская Таганка сделала весьма экстравагантный ход: здесь поставили, возможно, самый странный и кровавый бродвейский мюзикл «Суини Тодд», знакомый российским зрителям по одноименному фильму Бертона с Джонни Деппом в главной роли.
Таганка, безусловно, известна своим хлестким стилем. И сегодня директор Ирина Апексимова, возглавившая театр после ухода Любимова и периода внутренних распрей и скандалов, продолжает эту линию.
Если и есть на театральной сцене спектакли, которые ломают все возможные стереотипы, то «Суини Тодд» — один из них. Этот мюзикл американского композитора Стивена Сондхайма далек от лучезарных и порой слащавых бродвейских произведений. Здесь нет умилительных дуэтов и лирических арий, нет дружбы и взаимовыручки героев и, конечно, нет счастливого конца.
Легенда повествует о лондонском брадобрее с Флит-стрит. Суини Тодд — так его звали — убивал своих клиентов прямо во время бритья. А его сообщница помогала избавляться от тел, делая начинки для пирожков.
Авторы мюзикла находят оправдание поведению серийного убийцы: им движет месть, желание взять реванш за старую обиду и свою сломанную жизнь. Как это часто бывает, месть не приносит удовлетворения. Суини Тодд становится жертвой своей же жестокости.
Ко всеми описаниям мюзикла впору прибавлять приставку «анти». А сам Стивен Сондхайм, выпуская впервые этот спектакль на Бродвее в 1979 году, называл его «темной опереттой». Но вряд ли тут нужны какие-то четкие определения.
Спектакль неоднократно возобновлялся не только на Бродвее, но шел и в других странах. Леденящая душу история вдохновляла и кинематографистов: ее экранизировали как минимум пять раз.
Права на московскую постановку Театр на Таганке купил официально. Режиссуру доверили молодому режиссеру Алексею Франдетти, в послужном списке которого есть роли в мюзиклах и фильмах и даже «Золотая маска» за режиссерскую работу.
В вечер показа «Суини Тодда» зал Театра на Таганке превращается в настоящее кабаре, где вокруг небольшого подиума стоят столы. Сцены в классическом понимании здесь нет и вовсе. И это то, что шокирует зрителей уже при входе в зал.
Действие спектакля разворачивается то на подиуме, то непосредственно в зале, между столиками. Монтаж колоссальной конструкции для спектакля занимает два дня. Какими силами театру удается это осуществить — остается только догадываться. Но эффект, без сомнений, стоит того.
Рассказывая о спектакле, Алексей Франдетти говорит об иммерсивном театре, идеей которого, он, судя по всему, весьма увлечен. То есть о таком театре, где нет четвертой стены, а зритель полностью вовлечен в происходящее.
Вдобавок к переделанному сценическому пространству, внутри которого оказывается зритель, сделан еще один необычный ход. Специально для постановки в театре появилось особое меню: мясные бургеры и легкие алкогольные напитки, которые сервируют прямо в зрительном зале. Зрители, которые отважатся поглощать пищу в перерывах между театральными убийствами, могут заказать все заранее.
Но вот в чем парадокс. Кровавое месиво на сцене как бы отходит на второй план. Не это главное в спектакле «Суини Тодд».
Эта странная история берет за душу. Она покоряет зрителя драматизмом и, конечно, музыкой Сондхайма — одновременно странной и прекрасной, невероятно сложной.
Спектакль идет в сопровождении живого ансамбля, все артисты поют сами и вживую — это огромное достижение труппы. Таганка всегда была «поющей», но осилить партитуру этого спектакля актерам было невероятно сложно. Проделанную работу можно назвать небольшим артистическим подвигом.