Первой формой взаимного сотрудничества между двумя государствами была, разумеется, торговля. В различных письменных источниках зафиксировано, что из Армении в Поднебесную в глубокой древности, до наступления нашей эры, нередко ездили купцы, везя на продажу свои товары и возвращаясь на родину с китайскими.
Собственно, с тех пор, как во втором веке до нашей эры была проложена знаменитая караванная дорога из Китая в лежащие на запад от него страны, названная позже Великим шелковым путем, и началась история торговых отношений двух стран. В Поднебесной огромным спросом пользовались натуральные краски, использовавшиеся для окрашивания тканей, в частности, шелка, целебные снадобья и сырье для них, абрикосы из армянских долин; в обратном направлении была востребована доставка из Китая той продукции, которой славна была Поднебесная: шелк и другие ткани, фарфор и изделия из него, возможно, порох и бумага, изобретенные в Китае.
В армянских артефактах, относящихся к средним векам, прослеживаются заимствования, точнее, некоторые аллюзии: так, были найдены миниатюры с изображениями китайских мифических животных – львов, драконов, также есть и картины, на которых передан древний китайский быт, предметы этого быта. Ходят легенды даже о том, что некоторые армянские роды имеют глубокие китайские корни – вот сколь крепка связь двух стран, двух народов…
В начале тринадцатого века в Поднебесной появились первые армянские колонии. Армяне прошли всю страну, можно сказать, насквозь, до берегов Тихого океана; в городе Кантоне (современном Гуанчжоу) армянская община была в то время велика, строились дома, возводились храмы. Армяне с большим уважением относились к китайской культуре, но в тоже время, не забывали и свою собственную.
Община армян, приехавших в Китай, по все видимости, попутчиками с другими купцами морем, в четырнадцатом веке обосновалась в округе Цяньчжоу (ныне находится на территории городского округа Сяньян). Чувствовали они там себя вполне уверенно, быстро интегрировались в чужой образ жизни и стали востребованными на китайском рынке труда — предлагали услуги проводников и переводчиков.
По свидетельствам историков, Китай весьма ревниво относился к собственной закрытости и замкнутости, и лишь армянским купцам был выдан карт-бланш на посещение страны в любое время и свободное передвижение по ней.