TUT.BY
Суд Фрунзенского района Минска приговорил журналисток польского портала «Белсат» Катерину Бахвалову и Дарью Чульцову к двум годам лишения свободы в колонии общего режима по ч. 1 ст. 342 УК РБ. Поводом для уголовного дела стало ведение стрима с «Площади перемен» 15 ноября 2020 года, сообщает Tut.by.
Катерину Бахвалову (псевдоним — Андреева) и Дарью Чульцову задержали вечером 15 ноября. В тот день они вели прямой эфир из квартиры дома на «Площади перемен», где образовался стихийный мемориал Роману Бондаренко, умершему после избиения людьми в масках. На протяжении более пяти часов журналистки вели стрим, в режиме реального времени показывая, как собираются люди, а силовики проводят задержания и ликвидируют народный мемориал. После разгона участников акции силовики вошли в квартиру, откуда велся стрим, и задержали девушек.
Позже им предъявили обвинение по ч. 1 ст. 342 УК — «Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них» и поместили в СИЗО. Правозащитники признали журналисток политическими заключенными.
По мнению следствия, Бахвалова и Чульцова организовали действия, грубо нарушающие общественный порядок, что повлекло нарушение работы транспорта, и сами участвовали в них. Они также якобы осуществили сбор активных участников протеста «с целью создания массовости для возможности противостояния действиям сотрудников правоохранительных органов», озвучивая информацию из «деструктивных аккаунтов в социальных сетях».
По мнению следствия, действия журналисток привели к остановке 19 маршрутов общественного транспорта, что нанесло «Минсктрансу» ущерб на более чем 11 тысяч белорусских рублей. После того, как семьи Чульцовой и Бахваловой возместили ущерб, предприятие отказалось от гражданского иска в отношении журналисток, хотя в суде так и не было установлено, кто именно перекрыл движение на дороге.
Защита настаивала на невиновности журналисток, указывая, что в день стрима в Минске не было мобильного интернета, и участники акции протеста не могли наблюдать за прямой трансляцией. В высказываниях Катерины Бахваловой эксперты-лингвисты не обнаружили призывов к каким-либо групповым действиям. По их мнению, информация, озвученная во время прямого эфира, констатирует происходящее и носит нейтральный характер.
Ни один из свидетелей со стороны обвинения, которые выступили на процессе, не заявил, что именно действия журналисток привели к тому, что на площади собрались люди, а движение личного и общественного транспорта оказалось заблокированным.
31-летний Роман Бондаренко, житель одного из домов на улице Червякова в Минске, стал участником потасовки 11 ноября. В тот день, как рассказывают очевидцы, во двор приехали люди в гражданской одежде и масках и стали снимать бело-красно-белые ленты, ставшие символом протеста с требованием отставки президента Александра Лукашенко. Между этими людьми и Бондаренко завязалась словесная перепалка, затем мужчину с силой оттолкнули, и он ударился головой о металлические конструкции детской площадки. Пострадавшего увезли в милицию, а затем он был госпитализирован из Центрального РУВД Минска. По версии МВД, Бондаренко получил травмы «во время драки с неизвестными лицами».
Вечером 12 ноября Роман Бондаренко умер. Следственный комитет заявил, что выясняет обстоятельства его смерти. А в МВД заявили, что он погиб после того, как вступил в конфликт с «неравнодушными гражданами, которые пытаются восстановить порядок и не допускать нарушений правил благоустройства».
Во многих городах страны прошли акции памяти активиста, которые жестко разогнала милиция. Народный мемориал на месте нападения на него был уничтожен. Между тем ЕС заявил о возможности новых санкций против Белоруссии в связи с инцидентом. В заявлении представителя внешнеполитического ведомства ЕС говорится, что смерть Бондаренко стала «возмутительным и постыдным следствием действий властей под руководством Лукашенко, которые не только подвергают своих граждан репрессиям, но и не ценят их жизни».
18 февраля местная Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту причинения тяжких травм, повлекших смерть Бондаренко. Речь идет о ч. 3 ст. 147 Уголовного кодекса (Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). За это преступление предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет. Вскоре пресс-служба Генпрокуратуры подтвердила эту информацию в официальном релизе, уточнив, что причастность сотрудников органов внутренних дел к избиению Бондаренко не установлена.
Представитель семьи Бондаренко, адвокат Инесса Оленская заявила, что семья позитивно оценивает сам факт возбуждения уголовного дела. Однако мать Романа Елена Сергеевна в своем заявлении о возбуждении уголовного дела указывала на дополнительные обстоятельства преступления, включая хулиганские побуждения группы неизвестных лиц и политическую и идеологическую вражду, ставшую мотивом преступления. Адвокат выразила уверенность, что все эти обстоятельства будут исследованы в ходе уже предварительного следствия, и каждому из них будет дана надлежащая оценка.