Мечтая победить время, избавиться от морщин, освежить и омолодить кожу всего за несколько сеансов у косметолога, мы редко воспринимаем его именно как врача, а косметологические процедуры — аппаратные, инъекционные и даже такие казалось бы безобидные как массаж — как достаточно серьезное вмешательство в работу организма. В предвкушении релакса и скорого преображения совсем не хочется вспоминать хлесткую (и в общем-то справедливую) формулу о том, что не бывает здоровых людей — есть только недообследованные. И выяснять, не принесет ли намеченная вами процедура больше вреда, чем пользы. В подобной ситуации особенно велика роль врача — косметолога, настоящий профессионал обязательно поинтересуется состоянием вашего здоровья и напомнит о возможных противопоказаниях, абсолютных или относительных, а также расскажет об особенностях восстановительного периода и сколько он продлится.
«К числу строгих противопоказаний для аппаратных методик относятся онкологические заболевания, болезни кроветворной системы, гемофилия, а так же сахарный диабет, — говорит врач-дерматовенеролог, косметолог сети медицинских центров EPILAS Алина Кудзиева. — Некоторые пациенты имеют относительные противопоказания, которые бывают вызваны, например, приемом лекарственных препаратов, влияющих на фоточувствительность кожи. В таких случаях мы рекомендуем пациентам отложить процедуру и дождаться окончания приема таких ЛС. В плане инъекционных методик, помимо перечисленных выше, противопоказаниями могут быть возраст пациента, острые воспалительные и инфекционные процессы, высокая температура, а так же нервные (эпилепсия) и психические расстройства».
Сердечно-сосудистые заболевания — одни из самых распространенных в мире, поэтому не удивительно, что и среди клиентов клиник и салонов красоты почти четверть страдает от различных проявлений ССЗ, среди которых явно лидируют артериальная гипертензия и артериальная гипотензия, проще говоря — повышенное либо пониженное давление. Однако к абсолютным противопоказаниям при проведении косметологических процедур относятся только ярко выраженная гипотензия либо гипертонический криз и/или 3-я степень гипертонической болезни. В остальных случаях процедуры проводятся, но под постоянным контролем и коррекцией их интенсивности и дозировки. Используются различные техники. Так, например, в работе с гипертониками квалифицированные косметологи чаще используют релаксирующие методики, а при гипотонии — более активные.
«В случаях, если процедура для данного пациента выглядит небезопасной, возможный риск превышает пользу, врач всегда может предложить пациенту альтернативу, в виде массажа лица, уходовых процедур или пилингов» — говорит Алина Кудзиева.
Одно из самых главных противопоказаний, по мнению большинства экспертов, — это непереносимость тех или иных веществ, входящих в состав препарата. И как следствие -анафилактический шок, при котором очень высок риск самого неблагоприятного, то есть — летального исхода. Поэтому несмотря на повышенный контроль и использование гипоаллергенных составляющих при производстве, некоторые из препаратов по-прежнему требуют проведения аллергопроб перед процедурой.
«Анафилактический шок — по сути, это смерть на игле, от которой никто не застрахован. Однако в медицинских учреждениях всегда есть аптечка на случай анафилактического шока. — напоминает врач-дерматолог, специалист клиники кожных болезней Сеченовского университета Екатерина Вертиева. — Если мы видим, что неблагоприятная реакция началась, счет идет на секунды. Помимо наличия аптечки врач обязательно должен знать, что и в каких концентрациях ввести пациенту» Безопасность и способность врача действовать быстро и правильно — это по сути главный критерий, который нужно иметь ввиду, выбирая для себя услуги только проверенных косметологических клиник, имеющих все необходимые разрешения, сертификаты и т. д. Ведь в сомнительном салоне или в кабинете на дому у доморощенного «специалиста» быстро оказать необходимую помощь скорее всего не удастся. Зато в разы увеличивается риск получить целый ряд дополнительных осложнений, связанных с несоблюдением элементарных санитарных норм, правил стерильности, обработки инструментов, самой кожи до и после инъекций, и т. д. и т. п. «Если же речь идет о постановке нитей (процедуре лифтинга), то здесь пациент рискует получить флегмону, вплоть до сепсиса, — комментирует Екатерина Вертиева. — К тому же есть отсроченные осложнения, которые трудно спрогнозировать. Это связано с тем, что на дому часто колются несертифицированные препараты с сомнительным составом. В этом случае клиент может столкнуться с псевдолимфомой и гранулемой. Они поддаются лечению, но могут протекать довольно тяжело, а иногда требовать хирургического лечения».
Важно
Укол ботокса может привести к косоглазию. Это методика, к которой следует относиться с большой осторожностью, рассказал в интервью радио Sputnik доктор медицинских наук, офтальмолог Игорь Азнаурян. Как известно, ботулотоксин или ботокс, — это парализующий мышцы яд, который в малых дозах часто используется в качестве «укола красоты» для избавления от морщин. Однако в последнее время, по словам офтальмолога, применение ботокса расширилось и его стали активно колоть, например, в глазодвигательные мышцы при лечении косоглазия у взрослых и детей. «При определенных обстоятельствах это может быть даже и оправдано, но то, как сейчас широко у нас это применяется и бесконтрольно, это, конечно, чревато очень серьезными последствиями. Потому что, как всякий яд, когда ботулотоксин вводится в мышцу, он портит эту мышцу, чуть-чуть убивает. Во-вторых, его действие недолгое, и через три месяца глаз снова косит». К неожиданным осложнениям на глаза, по словам врача, могут привести и инъекции ботокса, сделанные в косметических целях. Это случается не так часто, но у каждого человека может быть индивидуальная и непредсказуемая реакция на препарат. Это следует учитывать и не относиться к данной процедуре как к чему-то не стоящему особого внимания, — предупредил Игорь Азнаурян.