Курс рубля на завершающейся недели обновил рекорды укрепления. Предсказанные аналитиками рубежи с мая преодолеваются один за другим – 70, 60. Впереди досанкционные 30 рублей за доллар, где рубль мог бы остановиться, если не вырастет импорт и спрос импортеров на валюту остановит рубль.
В среду, 29 июня, доллар упал до 50 рублей впервые с середины мая 2015 года, евро снизился до 52,7 рубля, впервые с октября 2014 года. За два дня были разбиты новые отметки, а рубль укрепился на 6%. Укрепление рубля выгодно ретейлу, недвижимости, компаниям с производством за рубежом, но не выгодно экспортерам и бюджету.
ЦБ выступил против искусственного ограничения плавающего курса рубля, а Минфин предложил свои меры для сдерживания рубля – валютные интервенции, отмена обязательного возврата валютной выручки, регулирования через кросс-курсы, стимулирование импорта. Но на рынке их раскритиковали, и ожидают новые рекорды роста рубля, хотя курс в пятницу и отступил от рекордов четверга.
После достижения вчера отметки 50,01 по доллару рубль скорректировался и сегодня днем торговался в районе 52,5, а вечером по 51,4 рубля, что на 3,4% дороже, чем днем ранее, а к евро рубль укрепился на 4% до 53,7 рубля.
"Коррекция не отменяет возможности новых максимумов рубля, — считает Юрий Кравченко, начальник отдела анализа банков и денежного рынка ИК "Велес Капитал". — Словесные интервенции представителей финансово-экономического блока в отношении курса рубля и окончание периода налоговых платежей на время притормозили укрепление российской валюты".
"Однако если шаги по стабилизации курса не убедят инвесторов в серьезности влияния на рубль, то можно будет ожидать новых попыток российской валюты закрепиться ниже 50 по доллару", – считает Кравченко.
Минфин готов на следующей неделе рассмотреть проведение валютных интервенций. Если этого не произойдет, то доллар может упасть ниже 50 рублей. "Помимо того, что в этом предложении прослеживается некоторая "спекулятивная" последовательность – трата части доходов на покупку валюты с целью ее ослабить и получить дополнительный доход из-за ослабления курса рубля – инициатива осложнена отсутствием доступных инструментов", – отмечается в комментарии аналитиков Росбанка.
Во-первых, мешают санкционные ограничения для Минфина и Банка России как платежного агента Минфина на валютном рынке для операций с евро и долларами. Реализация интервенций доступна лишь в сегменте валют дружественных стран. "Учитывая структуру рынка, в которой оборот самой крупной "дружественной" валюты (юаня) не превышает 10%, участие Минфина с попытками повлиять на рубль через кросс-курсы может быть низко эффективной", – считают аналитики.
Во-вторых, интервенции могут быть эффективными лишь при возможности устранения арбитража между локальными котировками дружественных валют и внешними, что крайне затруднительно и может повлечь завышение стоимости того же юаня против доллара (уже сейчас доллар-юань стоит 6,44 на Московской бирже против 6.69 на мировом рынке).
В-третьих, покупки Минфина могут быстро исчерпать доступную ликвидность "дружественных" валют и откатить назад все успехи по развитию рынков и производных инструментов в этих валютах.
"В подобных условиях мы по-прежнему склоняемся к "вербальному" характеру реализованных интервенций и попыткам охладить эмоциональный настрой рынка на девалютизацию (вместо вывода средств на зарубежные счета)", – отмечается в аналитической записке Росбанка.
"Российский рубль взлетел примерно до семилетнего максимума по отношению к доллару США — поразительный поворот для валюты, которая находилась в свободном падении ", – отмечает The Wall Street Journal.
Рубль с учетом взлета в среду вырос на 42% по отношению к доллару в этом году, что сделало его лучшей доходной валютой по отношению к доллару США, согласно анализу Dow Jones Market Data по 56 валютам.
"Рубль действительно сейчас слишком силен для России", — считает Лайам Пич, экономист Capital Economics по развивающимся рынкам. По его оценкам, поскольку рубль почти в два раза сильнее, чем три месяца назад, то Россия сейчас получает примерно вдвое меньше налоговых поступлений от нефтегазового сектора в рублевом выражении. Хотя сейчас профицит бюджета остается огромным – около 1,5 триллиона рублей, в будущем укрепление рубля может вызвать еще больше споров. Вся надежда на импортеров, которые восстановят прежние поставки, увеличение промышленного производства, роста ВВП и новых бюджетных доходов.