Домой Политика На продажу выставлена старшая «родственница» знаменитой Шуховской башни

На продажу выставлена старшая «родственница» знаменитой Шуховской башни

130
0

Усадьбу с уникальной постройкой русского инженера хотят «отдать в хорошие руки» Поделиться

Одна из историко-архитектурных «жемчужин» Липецкой области совсем скоро может оказаться в частном владении. На торги выставили усадьбу, где среди других сооружений находится самая ранняя из сетчатых металлических башен, придуманных и спроектированных русским гением-конструктором Владимиром Шуховым.

На продажу выставлена старшая «родственница» знаменитой Шуховской башни

Фото: Александр Добровольский

Хотите превратиться в помещика? Да еще заполучить в собственность знаменитое чуть ли не на весь мир чудо инженерной мысли? Тогда пошарьте в своих «закромах», и если там найдется хотя бы 12 «лимонов» — есть шанс осуществить подобное желание.

Сейчас на продажу выставлены бывшие владения богатых русских промышленников Нечаевых-Мальцовых в селе Полибино, расположенном на северо-восточной окраине Липецкой области. Начальная цена торгов, указанная в объявлении, — 11 442 250 рублей.

Корреспонденту «МК» несколько лет назад довелось побывать «в гостях» у знаменитых «заводчиков». Места, ими выбранные когда-то, сами по себе «козырные». Усадьба расположена на живописном берегу реки Дон. Всего километрах в сорока — легендарное Куликово поле. Да и полибинский усадебный комплекс как таковой представляет из себя большую ценность. Главное здание, которое по своим внешним данным вполне достойно называться дворцом, возвели более 200 лет назад и перестроили в начале XX столетия в неоклассическом стиле. Залы, комнаты этого двухэтажного господского дома видели многих выдающихся деятелей русской культуры: здесь бывали в свое время писатель Лев Толстой, художники Илья Репин, Иван Айвазовский, Василий Поленов, Виктор Васнецов, поэт Анна Ахматова…

Но главной изюминкой Полибина, безусловно, является уникальная водонапорная башня. Это самый первый из сетчатых «гиперболоидов» талантливого русского инженера Владимира Шухова, — предтеча, бабушка знаменитой Шуховской башни в Москве.

Владимир Григорьевич спроектировал столь необычную конструкцию для Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году. Одному из посетителей, купцу Юрию Нечаеву-Мальцову, ажурная металлическая башня так понравилась, что он решил приобрести ее. После закрытия экспозиции махину высотой более 40 метров разобрали и перевезли в Полибино. Там под руководством самого Шухова этот инженерный объект смонтировали заново, установив неподалеку от главного дома, что придало всему архитектурному комплексу неповторимый вид.

Когда-то в Полибине был организован стараниями Нечаевых самый первый музей, посвященный Куликовской битве. Дом-дворец отличался богатством интерьеров. Однако в послереволюционные годы наступили для усадьбы печальные времена.

При посещении Полибина несколько лет назад корреспондент «МК» с огорчением убедился, что главное усадебное здание находится в довольно запущенном состоянии. Внутри — голые стены, часть элементов внутренней отделки утрачена… Хорошо еще крыша на месте, окна закрыты железными листами, что предохраняет бывшие нечаевские хоромы от снега и дождя.

Конечно, стать владельцем полибинских эксклюзивов очень заманчиво. Однако вместе с такой недвижимостью победитель объявленного аукциона получает целый ряд проблем и забот. Ведь усадьба является объектом культурного наследия федерального значения. Поэтому своевольничать здесь не разрешат. Современному преемнику Нечаевых-Мальцовых придется взять на себя обязательства по приведению в порядок, реставрации главного дома усадьбы, а также других сооружений. Притом — никаких новостроев, модернизаций внешнего облика архитектурного ансамбля.

Инициаторы нынешних торгов надеются, что с передачей комплекса в частные руки появится реальная возможность возродить Полибино Нечаевых-Мальцовых в прежнем его великолепии. Вот только смогут ли тогда эту красоту увидеть все желающие? Не окажется ли усадьба вместе с шуховским «гиперболоидом» спрятана за высоким забором, куда вход посторонним — любопытствующим туристам, строго воспрещен?

Как показывает практика последних лет, подобные варианты, когда объекты культурного наследия, попав в чью-то собственность, оказываются «вне зоны доступа», увы, отнюдь не редкость.