Власти Украины кривляются перед тем, как взять под козырек Поделиться
Интересные в нынешние времена понятия об «эксклюзиве» и «сенсациях». Уважаемое во всем мире агентство Reuters в качестве «большой новости» сообщило следующее о недавней встрече «на троих» Трампа, Зеленского и Макрона в Париже: «Три лидера, которые говорили на протяжении 35 минут без советников, не обсуждали конкретные детали какого-либо видения мира, но Трамп говорил, что хочет немедленного прекращения огня и проведения переговоров, чтобы побыстрее закончить войну». Познавательно, конечно. Но вот что сам Трамп написал в своей социальной сети сразу же после это самой встречи: «Нужно немедленное прекращение огня и начало переговоров».
Фото: president.gov.ua
Не очень «свеженькая» получилась сенсация. Но прекращаю злобствовать и перехожу к защите репутации агентства Reuters. В том же самом посте в своей социальной сети Truth Трамп написал: «Зеленский и Украина хотели бы заключить сделку и прекратить безумие». А это, если исходить из действий и заявлений самого Зеленского, явно не truth («правда» — в переводе с английского). Зеленский не только молчит о своем желании «прекратить безумие», но и в свойственной ему хамоватой манере показывает, что Трамп для него не начальник и даже не ориентир.
Вот, например, совершенно изумительный тезис первого лица киевского режима. Оказывается, от Трампа совершенно «не зависит» решение вопроса о статусе Украины внутри (или, вернее, вовне) НАТО. Пост в официальном телеграм-канале Зеленского: «Я собираюсь позвонить в ближайшее время президенту Байдену, если у него будет такая возможность поговорить со мной, и поднять вопрос о приглашении в НАТО. Потому, что он сейчас действующий президент США и от его позиции многое зависит. И нет смысла обсуждать с президентом Трампом то, что сегодня, пока он еще не в Белом доме, от него не зависит».
Налицо подобострастие в отношение Байдена («если у него будет такая возможность поговорить со мной») и несколько наивное представление о том, как работает политическая система в США. Пока Байден еще числится президентом, у него есть возможность принимать пусть важные, но тактические решения — о помиловании своего сына Хантера, о снятии запрета на удары по России дальнобойным западным оружием, о введении против РФ новых санкций. Однако, если говорить о долгосрочных стратегических решениях, таких, например, как будущие отношения Украины и НАТО, то это уже прерогатива избранного президента США — даже несмотря на то, что у него пока нет доступа непосредственно к управленческим рычагам.
Но как иногда приятно «побыть наивным», потешить себя пустыми фантазиями. Байден уже «без пяти минут не начальник», Трамп еще «без пяти минут не начальник». У Зеленского есть возможность исполнить «боевой танец», побить себя кулаком и показать, какой он крутой. Но время течет быстро — особенно после того, как на мировой политической сцене свой дебют совершил «Орешник». Хотя Байден, по словам Дмитрия Пескова, по-прежнему пытается «оставить соответствующее тяжелое наследство в плане эскалации напряженности в отношениях России», страхи, что эта эскалация будет носить характер прямого вооруженного столкновения РФ и Запада изрядно поутихли. Лозунгом дня — пусть не сегодняшнего, а завтрашнего — являются слова Трампа в интервью журналу Paris Match: «Приоритет — это решить проблему Украины с Россией».
А значит, «оторванность» Зеленского имеет четкие ограничители — в том числе и временные. Министр финансов Украины Сергей Марченко только что заявил, что Киева есть возможность продолжать вести боевые действия с Россией, даже если Трамп вдруг снимет его с «довольствия»: «У нас достаточно средств, достаточно оружия, ракет и артиллерийских снарядов, чтобы противостоять хотя бы в течении первого полугодия 2025 года». Но это все игра на публику. Официальный Киев может буянить, играть «в независимость», пытаться обхитрить «большого босса» в лице США, манипулировать им. Однако в конечном итоге он не способен выйти из роли «ведомого». И Европа на это тоже пока не способна. Гегемония США в западном мире слишком велика. Если «старший брат» скажет «хватит», то Киеву придется это в той или иной форме проглотить.
Думаю поэтому, что схватка по линии отношений США и их младших партнеров будет вестись не столько против Трампа, сколько за Трампа — за содержание его головы. Во время встречи в Париже это уже имело место. Как пишет Reuters, Зеленский и Макрон пытались убедить избранного американского лидера в том, что «Путин уже не такой, каким он был в 2017 году». Но вот еще один важный тезис Reuters: понимая с насколько обидчивым и авторитарным партнером они имеют дело, Макрон и Зеленский вели себя во время рандеву с Трампом довольно деликатно и не пытались загонять своего собеседника в угол. Оторванность Трампа — в отличии от оторванности Зеленского — настоящая, а не напускная. Избранный президент США — это «бульдозер», который, не колеблясь, переедет любого, кто встанет между ним и его главным «приоритетом».
С чувством самосохранения у Зеленского все нормально. Киевский начальник умеет на ходу менять свою игру и колебаться в такт с изменениями «генеральной линии партии». Зеленский сделает все, чтобы не оказаться под колесами бульдозера. Главное, чтобы этот бульдозер ехал в правильном направлении.