Представители династии атомщиков рассказали, как живет и трудится уже третье поколение ученых в их семье Поделиться
Любая отрасль славится своими династиями. Есть такие и в «Росатоме», с ними наша страна отмечает в этом году 80-летие со дня создания атомной промышленности. Сегодня мы познакомим наших читателей с примером научной преемственности в атомной отрасли и металлургии, представленным тремя поколениями династии Дуб: Владимира Семеновича Дуба, Алексея Владимировича Дуба и Владимира Алексеевича Дуба, которые в совокупности работают для страны уже 100-й год.

Владимир Семёнович Дуб с супругой Зинаидой Степановной — родители Алексея Владимировича. Фото из личного архива семьи Дуб
тестовый баннер под заглавное изображение
Зародилась династия в Московском Центральном научно-исследовательском институте технологии машиностроения – ведущем научном центре, где разрабатываются решения для самых ответственных отраслей: атомной энергетики, металлургии, машиностроения. Это позволяет строить реакторы, продлевать срок службы АЭС. А еще – разрабатывать сплавы, которые применяются в медицинском оборудовании. Это наука, которая работает не в теории, а в повседневной жизни.
И примечательно, что в юбилейный год атомной отрасли личные юбилеи отмечают глава династии и его сын, словно подтверждая: история большой страны начинается с истории одной семьи.
Основатель династии – Владимир Семенович – родился в 1935 году в Москве. В 1957-м с отличием окончил Московский институт стали им. И. В. Сталина (сегодняшний МИСИС) по специальности: «Электрометаллургия и ферросплавы» и пошел работать на завод «Баррикады», где участвовал в освоении технологий производства крупных заготовок для машиностроения и ракетно-космической техники. В 1961 году он пришел в ЦНИИ технологии машиностроения (АО «НПО «ЦНИИТМАШ», входит в машиностроительный дивизион «Росатома») младшим научным сотрудником, затем заведовал отделом металлургии стали, был первым замгендиректора по науке, под руководством которого были разработаны материалы для реакторных установок водо-водяных корпусных энергетических ядерных реакторов (ВВЭР), в частности, первых ВВЭР-1000, получивших широкое распространение в мире. Главное здание ЦНИИТМАШ. Фото: НПО «ЦНИИТМАШ»
Основными темами исследований Владимира Дуба были проблема затвердевания металлов, технологии получения крупных слитков и изделий из них. К примеру, слитки массой более 200 тонн были необходимы для роторов быстроходных турбогенераторов мощностью до 1200 МВт. И именно с Владимира Дуба началось в стране их производство.
«Создать научный задел, который позволит опередить весь мир в строительстве ядерных и перспективных термоядерных реакторов», – так говорит Владимир Семенович о главной профессиональной цели для себя и своих учеников.
Сегодня известный ученый-металлург Владимир Дуб, несмотря на 90-летний юбилей, который он отметил 17 мая этого года, творчески трудится в должности научного руководителя своего родного Института металлургии и машиностроения ЦНИИТМАШ. Алексей Дуб демонстрирует разработки «Росатома» главе республики Татарстан Рустаму Минниханову на лидер-форуме «Аддитивные технологии — новая реальность». Фото: лидер-форум «Аддитивные технологии»
Сын Владимира Семеновича Алексей Владимирович Дуб тоже пошел по стопам отца: с отличием окончил МИСИС, но физико-химический факультет, который был образован в 1948 году под задачи ядерного проекта. Свой выбор он объясняет следующим образом:
– ЦНИИТМАШ, в котором работал мой отец, был головным в Министерстве энергетического и тяжелого машиностроения СССР. Отец много ездил по предприятиям страны, рассказывал мне о больших объектах, по возможности показывал мне их. Я с детства был восхищен этой мощью, впитал знание о том, что при одном и том же химическом составе можно получать разные характеристики металла. Мне было все это очень интересно, а потому даже вопроса о том, на какое направление поступать, как-то особо не стояло.
Учебный процесс в вузе, по словам Алексея Владимировича, проходил творчески. Все студенты – на направлении физхимии оказалось очень много одаренных ребят – горели желанием освоить перспективную специальность. Придумывают и испытывают новые материалы — стали, сплавы, которые не трескаются и не ржавеют даже в экстремальных условиях. Фото: НПО «ЦНИИТМАШ»
– В нашей среде считалось не комильфо, если ты не сдаешь Ландау-минимум (довольно сложный тест, разработанный знаменитым физиком-теоретиком Львом Ландау для самых сильных студентов. – Авт.), – вспоминает мой собеседник.
С первого курса Алексей Дуб уже занимался практической деятельностью: участвовал в конференциях, конструировал и изготавливал экспериментальные установки для изучения неметаллических включений в металлах.
– Как раз одним из результатов моей практики стало знание о том, что, если мы избавимся от включений микронного размера и добьемся меньшего, нанометрового и равномерного распределения, прочность металла возрастет при сохранении пластичности. Блоки АЭС, выполненные из металла с такими требованиями, смогут соответствовать 80-летнему сроку эксплуатации. К чему мы сейчас и пришли, – говорит ученый. Благодаря разработкам ЦИИНТМАШ производства получают безопасные и долговечные решения, которые обычный человек видит в виде электричества в розетке, тепла в батарее или надёжной работы предприятий . Фото: Алексей Башкиров / Газета «Страна Росатом»
В 2005 году, в переломное время, Алексея Дуба направили из МИСИС по решению Федерального агентства по промышленности руководить ЦНИИТМАШ. Пришлось решать комплекс организационных задач: привести назад ЦНИИТМАШ в «Росатом», поднять выручку и зарплату. И он справился. Но, главное, решались материаловедческие и технологические проблемы.
В постсоветское время строилось мало новых энергообъектов, а срок эксплуатации существовавших подходил к концу. ЦНИИТМАШ смог организовать и возглавить работу по разработке объективной методики, позволяющей определить, на сколько можно продлить ресурс существовавших тепловых и атомных блоков. Это были Костромская ГРЭС, почти все советские АЭС серии ВВЭР-1000, перешагнувшие к тому времени 30-летний рубеж. Объединенному коллективу ученых удалось обосновать практически вывод о том, что срок их эксплуатации можно уверенно продлить еще лет на 20. За эту работу коллектив во главе с Алексеем Владимировичем получил Премию Правительства РФ. В ЦИИНТМАШ разрабатывают технологии сварки и обработки металлов — чтобы конструкции были надежными и служили десятки лет. Фото: Алексей Башкиров / Газета «Страна Росатом»
Затем, уже в рамках работ по АЭС-2006 и ВВЭР-ТОИ, Алексей Дуб получил Госпремию РФ вместе со специалистами из «Курчатовского института» – ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» – за успешно созданный наноструктурированный материал и технологию производства из него корпусов реакторов. Результат был использован при создании российской АЭС поколения «III+» с улучшенными технико-экономическими показателями. После этого было принято решение о переходе Алексея Владимировича в научный дивизион «Росатома». Сейчас он является научным руководителем направления «Материалы и технологии» госкорпорации, а также федерального проекта «Специальные материалы и технологии атомной энергетики» национального проекта «Новые атомные и энергетические технологии», первым заместителем генерального директора АО «Росатом Наука» (управляющая компания всего Научного дивизиона «Росатома»), заведует кафедрой металлургии в НИТУ МИСИС. 25 июля ученый отметил юбилей – 65 лет. В институте исследуют прочность металлов — проверяют, выдержит ли он нужные нагрузки. Фото: Алексей Башкиров / Газета «Страна Росатом»
– задаю я вопрос Алексею Владимировичу.
– Работа интересна масштабом задач и возможностью их решить в течение своей жизни. Например, сейчас мы должны обеспечить все этапы проекта «Прорыв» новыми перспективными промышленно изготавливаемыми материалами.
– Их две. Одна – это создание в рамках федерального проекта исследовательского жидкосолевого реактора, на котором мы должны научиться использовать минорные актиниды (трансурановые элементы, которые образуются при работе ядерного реактора. – Авт.) не как отходы, а как новое топливо. Это задача очень важная. Вторая задача решается сегодня вместе с Объединенным институтом ядерных исследований. Это работа по получению новых элементов таблицы Менделеева – 119-го и 120-го.
– Моя мама, которая посвятила много времени моему воспитанию, постоянно внушала мне, почему четверка является плохой отметкой. «Если ты можешь сделать что-то лучше, никогда не нужно снижать планку!» – говорила она. Если хотите, это наше семейное «ноу-хау». (Улыбается.)
– В госкорпорации много направлений: есть наука, есть технологии… На мой взгляд, не важно куда идти, но если претендуешь на попадание в лучшую российскую компанию, надо себя не жалеть. Специальностям, которые требуются в «Росатоме», учат в традиционных научных школах. Это МИФИ, МЭИ, Бауманка, МИСИС, Физтех, МГУ, в частности химфак МГУ, который закончил мой сын Владимир, томские и санкт-петербургские университеты.
Несмотря на то что Владимир Алексеевич Дуб окончил химфак МГУ, аспирантуру он все равно проходил на кафедре физхимии МИСИСа, одновременно работая в Институте металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН и в ЦНИИТМАШе. Молодежная бригада настолько активно занималась созданием новых материалов для суперсверхкритических параметров станций тепловой энергетики (в частности, для трубопроводов, которые должны стоять при давлении до 30 Мпа и температуре не ниже 600С), что удостоилась Премии Правительства РФ. Затем Владимир Дуб, как когда-то его отец, ушел работать в атомную энергетику. Сначала трудился в Атомэнергопроекте, а сейчас, набравшись опыта и комплексных знаний, перешел в АО «Прорыв». 38-летний специалист руководит проектами по созданию совсем новых материалов и технологий для реакторной установки нового, 4-го поколения, способной работать в замкнутом ядерном цикле.
– спрашиваю я Владимира.
– Основной тренд сейчас – инженерно-технологический, который ведет к новым практическим решениям. Ставка делается на компетентных, с хорошими фундаментальными знаниями специалистов.
– Конечно. К примеру, у нас не хватает хороших сварщиков, знающих не только оборудование и умение его программировать, но и свойства материалов. В госкорпорации созданы все условия для получения как базовых навыков по конкретной специальности, так и по их совершенствованию в условиях реального производства.
– Для меня важно, чтобы они получили, прежде всего, хорошую базу, серьезное фундаментальное образование, чтобы научились думать, учиться новому, анализировать и находить решения. Ну а в какой отрасли они захотят проявить себя, думаю, будет зависеть от их собственного выбора.











